Промышленность Татарии в особом квартале выработала продукции на 40 проц. больше, чем в предыдущий квартал. Особенно высоких темпов промышленность достигла в декабре, когда была перекрыта недовыработка октября и половины ноября, причем и тогда осталось еще много неисчерпанных резервов.
Имелись все основания и возможности закрепиться на достигнутых темпах и в январе развернуть еще более энергичную работу. Однако, предварительные итоги показывают, что большинство предприятий с январскими заданиями не справилось и работало значительно хуже, чем в ударном квартале. Текстильная фабрика им. Ленина, „Красный текстильщик”, пошивочная № 5 и др., победно закончившие план особого квартала, в январе оказались среди отстающих. Тот факт, что многие предприятия провалили неизмененную сравнительно с особым кварталом программу, при увеличенном количестве рабочей силы, лишний раз подтверждает, что
наша промышленность отступила от занятых позиций.
Люди, желающие оправдать свою бездеятельность, безинициативность,— истинные причины прорывов, двояко объясняют свои неудачи:
- Помешали объективные трудности, мы - не при чем.
- Первый месяц, так сказать, для разбега. Он не показателен.
Пресловутая оппортунистическая теория объективных причин довольно живуча, она держится про запас и по мере надобности пускается в употребление.
Действительные корни прорывов лежат не в плоскости объективных причин. Основное —в том, что демобилизационные настроения, порожденные переоценкой успехов квартала, еще окончательно не преодолены. Демобилизованность сказывается решительно во всем: в ослаблении руководства социалистическим соревнованием, в ослаблении технического контроля над производством, в усилении элементов расхлябанности и бессистемности.
Замедление количественного и, особенно, качественного роста ударного движения можно объяснить лишь тем, что партколлективы, фабзавкомы и хозяйственники не сделали ударную бригаду опорной базой всей работы в цехе, не оказывают в необходимой мере повседневной, конкретной помощи ударнику, пассивно относятся к проявлениям лжеударничества, не подхватывают новых форм соревнования.
Достаточно сослаться на пример текстильной фабрики им. Ленина и фанерзавода, чтобы показать, какие тяжелые удары наносят по выполнению промфинплана возросшие прогулы.
На текстильной, из-за невыходов, количество простойных часов удвоилось.
Бывали дни, когда одна четверть рабочих фанерзавода не являлась к станкам, и замирали, целые цехи, Между тем, хозяйственники и, особенно фабзавкомы, воздерживались от энергичных мер воздействия на дезорганизаторов производства и не подняли массы на борьбу с лодырями и разгильдяями. Они предпочитали идти по линии наименьшего сопротивления, полагая, что лишним десятком рабочих можно будет восполнить прорыв. В настоящее время изрядное количество предприятий имеет излишки рабочей силы. Эти излишки, естественно, снижают рост производительности труда и неизбежно ухудшат выполнение качественных показателей плана.
Борьба с излишками затрудняется тем, что никто, включая ТСНХ, точно не знает, сколько и на каком предприятии лишних рабочих, например, Кожтрест и ТСНХ все время считали, что на конезаводе рабочих на 0,9 проц. меньше, чем предусмотрено планом, и только недавно выяснилось, что на заводе 250 сверхштатных рабочих, т. е. 25 проц. ко всему составу.
Кожзавод, „Красный текстильщик", Ленинская текстильная фабрика, и многие другие дают примеры никуда негодной организации труда на производстве. В то время, когда в одном цехе испытывают острую нужду в рабочей силе, в других цехах десятки людей болтались без дел.
Причины не выполнения январского плана станут окончательно ясными, если учесть, что рационализаторские мероприятия попрежнему остаются на бумаге, что рабочие предложения осуществляются слабо, что цехи по существу еще на хозрасчет не переведены и младший и средний комсостав все еще остается бесправным.
7 февраля созывается третий Всетатарский слет ударников. Он потребует от каждого предприятия полного отчета, как оно борется за промфинплан, задача всех рабочих, в первую голову ударников, использовать остающиеся до слета дни для выполнения февральских пробелов. Позором покроет себя то предприятие, которое придет на слет с высокой кривой прогулов и низкими показателями соревнования.