Рабкоры, военкоры, студкоры, юнкоры... Каждый из них в своей работе встречает много трудностей. У каждого есть свои "проклятые" вопросы в корреспондентской жизни, на которые он мучительно ищет ответа. Поэтому то в воскресенье так полон был колонный зал Дома Красной армии. Небывалая цифра: больше четырехсот человек собралось обсудить итоги четвертого всесоюзного совещания рабселькоров. В ожидании собрания, некоторые рассматривают журналы. Их два: один «Вахитовец", уже вышедший шестым номером. Еще недавно он выходил только на русском языке, потом арабский шрифт стал законным соучастником журнала. А сейчас пошли дальше «Вахитовец» выходит в двух изданиях: отдельно в татарском и русском.
Второй журнал родился недавно. Рабочие Татполиграфа на-днях выпустили первый номер своего печатного «Поли- графиста».
Эти два журнала — показатель роста рабкоровского движения. Отдельные трудности не задерживают развития рабкоровства. Так в Казани, так и во всесоюзном масштабе.
Четвертое всесоюзное совещание рабселькоров внесло очень много нового в работу. Оно подвело итоги последних двух лет рабселькоровского движения и вскрыло его недостатки.
Каковы эти недостатки?
Первый — рабселькоровские организации, благодаря существовавшей организационной форме (кружки) замкнулись, несколько отгородились от широких масс. Поэтому и получилось, что наши стенгазеты делаются пятью, максимум десятью, товарищами.
Второй — действенность заметок из рук вон плоха. Заводские организации или отмалчиваются или отписываются на заметки, и только по незначительному количеству заметок принимаются меры.
Третий — наши стенгазеты очень мало занимаются вопросами военизации населения и связи рабочих с частями Красной армии.
Четвертый — до сих пор крайне слаба связь рабкоров с селькорами и с заграничными рабкорами.
НЕ ЕДИНИЦЫ, А СОТНИ И ТЫСЯЧИ
Как привлечь десятки и сотни рабочих к участию в стенной газете? Еще до четвертого всесоюзного совещания отдельные редколлегии применили новые методы в своей работе.
На пошивочной фабричке № б уже избирали новую редколлегию не на собрании рабкоровского кружка, а на конференции читателей и пишущих. Этот способ быстро показал свое преимущество: увеличилось число пишущих в стенгазету, поднялся интерес в газете.
На кожзаводе № 1 им. Ленина стенгазета провела два смотра: смотр цехов и смотр партийной работы.
Некоторые жактовские редколлегии провели агитсуд над своими стенгазетами.
Но недостаток этих мер заключается в том, что результаты их не закреплены и новые методы еще не вошли во всю систему работы.
Существование кружков рабкоров, как формы, вызывающей некоторую замкнутость рабкоровского движения, совещание признало нецелесообразным.
Собрания читателей и пишущих, агитсуды, проведение смотров, переклички в т. д. — вот основные формы массовой работы редколлегий.
СДЕЛАТЬ ЗАМЕТКУ ДЕЙСТВЕННОЙ
Заметки, помещаемые в стенной газете, оставались без ответа в значительной степени потому, что за действенность их боролись обычно редколлегии одними своими силами.
Исходя из этого, IV всесоюзное совещание признало необходимым для обеспечения действенности заметок создать на каждом предприятии и в учреждении авторитетное 6юро достижений. В это 6юро входят представителя администрации, ячейки и фабзавкома, член горсовета и три рабкора. Это 6юро принимает меры по заметкам, помещенным и в стенной и в печатных газетах.
Сейчас стенгазеты освещают военные вопросы только в связи с кампаниями: неделя обороны, годовщина Красной армии и т. д. Дело военизации населения, подготовки к обороне на случай войны, связи с частями Красной армии — должно занять постоянное место в «стенных» гранках. К освещению этих вопросов должны быть привлечены командиры запаса, демобилизованные красноармейцы, осоавиахимовцы и др.
Нечего и говорить о важности связи рабкоров с селькорами и с заграничными рабкорами. Селькоры нуждаются в помощи городских собраний. Сознательный рабочий капиталистических стран нуждается в правильной информации о нашей жизни и работе. Рабкоры Татарии прикреплены к бельгийской и чехо-словацкой газетам. Но до сих пор этих корреспонденций от рабкоров не посылается. Так дальше продолжаться не должно.
Теперь об учете. Создалось пренебрежительное отношение к нему. Дескать, это волокита и т. д. А опыт показывает, что без хорошего учета трудно вести работу. трудно планировать ее. Всесоюзное совещание выработало простую форму учета, по которым нужно будет учитывать в дальнейшем свою работу.
ЗА ДРУЖНУЮ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ РУССКИХ И ТАТАР
Для нас, как для национальной республики, очень важно решение совещания о национальном рабселькоровском движении. Даже на крупных предприятиях Казани мы наблюдали недостаточную увязку в работе русской и татарской части редколлегии. Дело доходило иногда до проявления национального антагонизма (фабрика № 6).
Мы здесь остановимся на решении совещания о работе стенгазет предприятий, имеющих смешанный национальный состав.
Вот что сказало совещание о ней:
«На предприятиях и в деревнях со смешанным национальным населением должны издаваться, в зависимости от национальных условий, отдельные для каждой национальности или смешанные стенгазеты. Независимо от того, издается ли одна смешанная или несколько отдельных газет, создается одна общая редколлегия с национальными секциями.
Каждая заметка и статья должны, как правило, помещаться на том языке, на каком ее написал автор. Редколлегии, местные, партийные и профессиональные органы, должны всячески поощрять корреспондирование на родном языке».
Мы не охватили еще многих решений совещания (о юнкорах, студкорах, о рабкорах деревин, о стенгазетах колхозов и т. д., и т. п.). Подробнее изучить все эти решения необходимо каждому рабкору.
О РЕШЕНИЯХ СОВЕЩАНИЯ
Своими двенадцатью выступлениями рабкоры дополнили местным материалом доклад гов. Агишева.
— Стенная газета делается двумя — тремя лицами. Нужно привлечь новые силы пишущих. Рабкоры должны обратить внимание на засоренность советского аппарата, на необходимость его чистки — к этому звал собравшихся тов. Фридман.
— Рабочие в своей массе еще не участвуют в стенной газете — говорит тов. Кузнецов с шестой фабрика — во- первых, потому, что не знают, как работать, и во-вторых, боятся преследований и гонений.
Заводские организации часто казенно подходят к стенгазете. Фабзавкомы дадут денег на бумагу и краски, и считают, что больше они ничем не должны помогать. А ячейки иногда назначат своего «полпреда» в редколлегию и этим ограничатся. Хочет ли он работать, умеет ли — это ячеек не касается. Поэтому и развивается казенщина в стенных газетах.
Дальше Кузнецов говорит о недостаточном руководстве со стороны редакции.
Тов. Набиев — участник IV всесоюзного совещания — рассказывает на татарском языке о том, как проходило совещание и какие конкретные задачи оно выдвинуло перед рабкоровскими организациями.
Тов. Бусыгин считает, что русское юнкоровское движение у нас в загоне. В Татарии не издается ни одной молодежной газеты на русском языке. Молодые по возрасту рабкоры не пишут о молодежи потому, что нет ни специальной газеты, ни уголка молодежи в «Красной Татарии». Надо организовать молодежную газету на русском языке.
Рабочие завода № 40 — говорит тов. Ягудин — иногда сами нетерпимо относятся к критике. Прочтет заметку про себя и говорит: «Эх, если б знал, кто это написал, здорово бы всыпал ему». Такие настроения порождают боязнь писать в газету. На нашем завода вообще со стенгазетами не клеилось дело. В течение шести месяцев не выходило ни одной газеты. Это о6ъясняется, во-первых, боязнью писать, во-вторых, невнимательностью заводских организаций. Вот пример. Мы хотим выпустить печатный журнал. Завком отказывается дать денег под предлогом, что журнал по условиям производства не нужен. Это весьма казенный подход к живому делу.
Редактор нового печатного журнала «Полиграфист», тов. Сергеев рассказывает, как у них благодаря сплоченности рабкоровского кружка, не только отбили атаки преследователей, но и добились того, что гонителей рабкоров вышибли с производства.
— Сейчас печатники не боятся писать в газету. Но беда в том, что заводские организации не принимают мер по заметкам.
Тов. Семенин призывает всех рабкоров к учебе, ибо «грамотность слабовата, а без нее хорошей стенгазеты не сделаешь, хорошей заметки не напишешь».
Тов. Старостин обращает внимание на то, что в редакциях материал залеживается очень долго; при помещении же заметок в газете иногда даже смысл искажается.
Тов. Бешенковская (чуть ли не единственный секретарь партъячейки, который пришел на это собрание) говорит:
— На нашей фабрике есть некоторые литературные силы. Они сейчас собираются, обсуждают произведения, коллективно посещают театр, разбирают просмотренные пьесы и т. д. Это — одна из форм повышения культурности рабкоров. Этот опыт надо шире применить на всех предприятиях Казани.
Тов, Захаров (кожзавод 1) предлагает полностью учесть всех рабкоров и оградить их от преследований. Только так можно изжить боязнь писать в газету. Тов. Захаров жалуется, что по заметкам не принимаются меры, что они в редакции иногда по месяцу остаются без ответа.
— Редакция должна на каждое предприятие, где слаба стенгазета — выделить работника на недельку — две, чтобы он научил ребят, как работать. Этим путем мы, действительно, добьемся улучшения качества стенных газет. Развитию рабкорства мешают преследования. Гонения на рабкоров приняли сейчас скрытую форму.
Заводская администрация не реагирует на помещаемые заметки (Нигматуллин — меховая фабрика Госторга).
Тов. Рубинштейн ответил на вопросы, поднятые в процессе прений.
— Некоторые упреки, брошенные здесь редакции в небрежном использовании рабкоровских заметок, верны. В этой части в работе редакции есть недостатки, есть доля газетного бюрократизма. Но сейчас мы принимаем практические меры к устранению этого. Скоро мы достигнем того, что каждую заметку, поступившую в редакцию, можно будет быстро найти и сказать, что по ней сделано. Обязательно ли помещать все рабкоровские заметки в газете? По моему нет. Важно, чтобы по каждой корреспонденции независимо от того, напечатана она или нет, были приняты меры. Этого мы доживаемся и, надеюсь, добьемся.
Борясь с преследованиями, мы должны добиваться и того, чтобы сам рабкор не был замешан в какой-нибудь грязной истории. Только при этом условии мы сможем защищать его.
Настоящее собрание показывает потребность рабкоров в общении друг с другом. В дальнейшем будем ежемесячно созывать такие собрания для обсуждения основных политических и хозяйственных вопросов и выдвигаемых ими задач перед рабкорами.
Выступивший по вопросу о смотре Красной казармы тов. Варламов призывал рабкоров: во-первых, самим принять участие в проводимом смотре, во-вторых, в стенных газетах широко осветить этот вопрос с тем, что бы в дальнейшем добиться регулярного освещения военных вопросов в стенновке, в третьих — провести смотр рабочего шефства над Красной армией и в- четвертых — установить более постоянную смычку военкоров с рабкорами.
РАБКОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ
а) «Красной Татарии», «Кзыл Татарстану» и др. печатным и стенным газетам в ближайшее время осветить на своих страницах все основные решения совещания;
б) Проработать решения совещания на рабкоровских семинариях;
в) на заседаниях редколлегий, вместе с рабкорами предприятий, обсудить, какие в настоящее время задачи стоят перед стенгазетой;
г) просить районные комитеты партии о постановке докладов «Итоги Всесоюзного совещания рабселькоров и партийное руководство стенгазетой и рабкорами предприятия» на открытых партийных собраниях.
Считая необходимым сейчас же приступить к осуществлению решений совещания, собрание в первую очередь предлагает провести следующее:
а) начать подготовку к перевыборной кампании редколлегий стенгазет с тем, чтобы в течение марта редколлегии в плановом порядке переизбрать;
б) добиваться максимальной действенности заметок. Создать при стенгазетах бюро достижений, на обязанность которого ляжет контроль за выполнением предложений, внесенных через газету, расследование заметок и пр,;
в) редколлегии стенгазет должны немедленно приступить к развертыванию массовой работы на предприятии и в учреждении (производств, смотры, агитсуды над стенгазетами, собрания читателей и др). Особенно важно использовать опыт тех стенгазет, которые уже имеют достижения в этой области;
г) наладить регулярное освещение военной работы на предприятиях (жизнь военных кружков, Осоавиахима, Красной казармы, рабочего шефства над армией).
До сего времени не чувствуется партийного руководства рабкорами и стенгазетам, а в ряде случаев это руководство даже извращается. Следует конкретные вопросы рабкоровской работы чаще ставить на 6юро партийных ячеек, апокомиссий и партсобраний.
Необходимо добиваться большей помощи и содействия стенным газетам со стороны профорганизаций, в особенности фабзавместкомов.
Юнкор движению, надо уделить больше внимания, чем до сих пор.
Редколлегиям нужно объединить вокруг стенгазеты фото-любителей и художников-самоучек, привлекая ах к активному участию в стенной газете.
Ежемесячно созывать общегородские собрания рабкоров, военкоров, студкоров и юнкоров. Ставить на них важнейшие общеполитические и хозяйственные вопросы.
Пригласить в Казань на вечер рабкоров пролетарского поэта Демьяна Бедного.
Собрание считает целесообразным созвать всетатарское совещание рабселькоров для конкретной проработки решений всесоюзного совещания и применения их к местный условиям.