XIV с’езд партии войдет в историю Коммунистической партии, как один из важнейших исторических с’ездов. Он проходит в обстановке исключительной. Мы впервые имеем серьезные успехи социалистического строительства. Эти первые успехи социалистического строительства, успехи сейчас настолько значительные, что даже наши противники социал-демократы, например, известный австрийский социал-демократ Отто Бауэр, признают их. Они пишут, что наш строй является сейчас переходом к социалистическому, и что у нас много имеется такого, что можно назвать социалистическим.
Мы стоим перед огромным развертыванием нашего хозяйственного организма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. С’езд должен был решить вопрос: куда, в каком направлении будем мы развертывать это хозяйство, какие стороны будем укреплять – капиталистические или социалистические.
И тем, что с’езд наметил в дальнейшем развертывании нашей крупной промышленности, ввоз из-за границы предметов оборудования наших фабрик и заводов, наметил постройку заводов, которые могли бы сами производить оборудование для наших фабрик и заводов, тем, что с’езд принял ряд мер к тому, чтобы через кооперативы, через дальнейшее укрепление государственной торговли, через сохранение и укрепление монополии внешней торговли развивать социалистические элементы хозяйства, - всем этим партия ваша еще тверже стала на социалистические рельсы.
С’езд должен был в этот период остановиться на ряде основных вопросов, определить, что из себя представляет наше хозяйство. Споры об этом возникли именно из-за тех трудностей, какие бывают при поворотах нашей истории. Мы эти трудности определили точно, мы их не скрываем перед рабочим классом и крестьянством. Партия показала, что она вся понимает эти трудности, и что она готова дружно с ними бороться и дружно их преодолеть.
Тов. Рыков правильно отметил в заключительном слове, что такие поворотные моменты бывают, что один из отряда несколько заколеблется, как заколебалась одна из делегаций на нашем с’езде. Кое-кому, может быть, и хотелось раздуть наш спор с частью ленинградских товарищей, - нет, это никому не удастся.
Не пройдет и нескольких недель, как вся ленинградская организация выровняется в одну линию со всей партией; когда боле, чем миллионная масса коммунистов, опираясь на шестимиллионный состав профсоюзов, на более, чем полутора миллионный состав комсомола, на женские делегатские собрания, на окрепший низовой советский аппарат, на сомкнувшуюся с крестьянством кооперацию, и, смыкаясь со все более и более широкими крестьянскими массами, пойдет по пути социалистического строительства.
С’езд занимался вплотную вопросами, относящимися к деревне. Да, деревня сейчас другая, чем в 1917 году, другая, чем в период военного коммунизма, другая, чем в начале введения новой экономической политики; да, в деревне есть отращивающий себе брюхо и запускающий свои щупальца в крестьянское хозяйство кулак; да, на другом конце деревни выделился слой бедняков, разоренных империалистической и гражданской войной и голодовками. Партия твердо решила оказывать этой бедноте большую поддержку, чем оказывалось до сих пор, организовать эту бедноту, сомкнуть ее с середняцкой массой, обратить внимание на то, чтобы союз рабочего класса с крестьянством охватывал бы не только массу бедноты, но и массу среднего крестьянства, - добиться того, чтобы кулак не имел влияния на середняка, на укрепление союза рабочего класса и крестьянства обратить особое внимание.
XIV с’езд нашей партии должен был отметить не только укрепление нашего хозяйства внутри страны, но и отметил все возрастающий вес и значение нашего СССР в мировом хозяйстве.
Некоторым казалось, что СССР начнет пренебрегать международными интересами, как только упрочится его собственное хозяйство. XIV с’езд подчеркнул, что мы останемся и впредь, как были раньше, одним из самых боевых отрядов международного рабочего движения, Коммунистического Интернационала; что братский союз с пролетариатом других стран мы и впредь будем укреплять все более и более; что в нашем Союзе рабочий класс всего мира, трудящиеся всех стран имеют твердую и верную опору.
XIV с’езд партии уделил особенное внимание вопросу о профессиональных союзах. Решения, принятые XIV с’ездом, дают возможность провести в работе профсоюзов более четкую линию. Союзы все более становятся действительной школой коммунизма, действительного вовлечения рабочего класса в социалистическое строительство. Вместе с притоком в развертывающуюся промышленность новых кадров рабочих, еще не порвавших с деревней, еще не прошедших школы классовой борьбы, профсоюзы должны будут проделать огромную работу по воспитанию этих новых кадров.
XIV с’езд партии особенно обсуждал вопрос о комсомоле, дальнейший рост которого ставит перед партией сложнейшую задачу воспитания в коммунистическом духе не только сотен тысяч молодых пролетариев города, но больше, чем миллионной массы крестьянской молодежи. С развертыванием нашей промышленности рост комсомола, как в городе, так и в деревне, неизбежен. Может быть, через год мы будем иметь более, чем двухмиллионную армию комсомола. Перед партией стоит важнейшая задача воспитания этих кадров, состоящих, большею частью, из крестьян, как коммунистических кадров. XIV с’езд партии уделил этому вопросу исключительное внимание.
XIV с’езд партии не мог пройти мимо вопроса о регулировании нашей партии, о регулировании ее дальнейшего роста. Партия наша имеет в настоящее 1 миллион 88 тысяч членов и кандидатов. Если она будет так расти, как росла за последние два года, то нетрудно видеть, как она будет привлекать в свою среду все более и более сырые пласты, менее, чем прежние, прошедшие школу классовой борьбы.
Опасность заключается в том, чтобы не было погони за количеством, чтобы партия не разбухала за счет не оформившихся элементов. Важно, чтобы партия коммунистов и впредь оставалась такой же выдержанной большевистской партией, способной и в мирной, и в боевой обстановке к железной дисциплине, к выдержанной большевистской линии. Партия должна тщательно регулировать рост своих рядов, она не может остановить и не должна останавливать этого роста, она должна принимать в свои ряды все, что есть революционного, коммунистического в рядах рабочего класса, лучшее, что есть в деревенской бедноте, в Красной армии, но она должна очень вдумчиво относиться к расширению численного роста своих рядов.
По этому вопросу у нас были горячие споры с частью ленинградских товарищей, которые считали, что мы можем в ближайшее время, в ближайший же год, добиться того, чтобы в нашей партии было 90% рабочих от станка. С’езд принял в этом вопросе более осторожную линию, которую еще на XI с’езд партии советовал нам проводить Владимир Ильич, который предлагал удлинить срок кандидатского стажа даже для рабочих, требовать, чтобы принимались в партию рабочие, имеющие определенный производственный стаж. Он предлагал 24 марта 1922 года «дать поручение Оргбюро выработать и строго применять правила, которые бы действительно делали стаж серьезным испытанием, а не пустой формальностью».
Свои решения XIV с’езд закрепил и организационно. Он избрал исполнителя своих решений и руководителя партии – Центральный Комитет, в который вошло все крепкое, большевистское ленинское ядро, в который вошли новые товарищи, выдвинутые на массовой работе на местах. С’езд обновил состав Центрального Комитета соответственно духу решений, которые были приняты подавляющим большинством. В этом направлении была избрана и Центральная Контрольная Комиссия. Деятельность Центрального Комитета нашей партии и ее Центральной Контрольной Комиссии одобрены были подавляющим большинством с’езда.
К сожалению, у нас не было полного единодушия. Разногласия с ленинградской делегацией поставили с’езд перед необходимостью провести острую дискуссию на самом с’езде. С’езд показал, что неверные взгляды ленинградской делегации не только не имеют и поддержки в широких массах Ленинграда. Нет никакого сомнения в том, что в ближайшие же дни голоса ленинградских коммунистов будут звучать в один тон с голосами всей партии.
Партия переименовалась из РКП, Российской Коммунистической Партии, в ВКП, - во Всесоюзную Коммунистическую Партию. Это не пустая формальность, решение это имеет глубокий политический смысл. Как РСФСР превратился в СССР, в Союз Советских Социалистических Республик, так и наша партия, правящая Коммунистическая Партия, превратилась в Союзную, она охватывает все те коммунистические партии, которые входят в настоящее время в наш Союз, и она не изменит своего названия, если бы к нашему Союзу примкнули другие республики, другие государственные об’единения. Всесоюзная Коммунистическая Партия, это – Интернационал, об’единяющий коммунистов всех национальностей, входящих в Союз Советских Социалистических Республик.
XIV с’езд партии – свидетель успехов укрепления роста нашей партии, нашего Союза, укрепления, роста дела коммунизма. Напрасно враги наши думали, что спор с отдельными товарищами внутри нашей партии может повести к ослаблению наших рядов, к расколу. Этой радости мы врагам нашим не доставим. Все силы мы положим на то, чтобы работой нашей партии сделать непоколебимыми, прочными успехи социалистического строительства в нашей стране и тем обеспечить победу пролетарской революции во всем мире.
Ем. Ярославский.