Казань только начинает дискуссировать законопроект о браке, семье и опеке. Между тем, в Москве и в некоторых других городах произошел уже ряд дискуссий на эту тему. Ниже мы приведем основные моменты дискуссий.
Без регистрации нет брака
Намечается троякое решение вопроса. Одно решительнее всего – данное тов. Сольцем и Демьяном Бедным. По этому взгляду единственной формой заключения брака должна остаться регистрация. Вне регистрации нет и не может быть брака. Это решение основывается главным образом на требованиях деревни, которая привыкла к обряду, не терпит неясности во взаимных отношениях супругов и в особенности сильно заинтересована в сохранении целости и устойчивости дворового хозяйства, которому фактический брак грозит развалом.
Фактический брак – тоже брак
Другое течение – прямо противоположное. Она исходит из интересов, прежде всего, городской жизни и защищается энергично деятелями Накомюста. По их мнению, регистрация должна быть лишь техническим средством доказательства брака и облегчением защиты вытекающих из нее прав. В силу этого, фактический брак должен быть признан наравне с зарегистрированным, при чем нет никакой надобности в определении понятия брака, дать которое невозможно. Словом, никаких поправок к проекту не нужно, и если на его почве возникнут со временем разногласия, суды сумеют решить их на основании своего правосознания.
Несколько возражений против «крайних» точек зрения
Прежде, чем указать третье решение, вдумаемся, насколько осуществимы указанные два.
Несомненно, что обязательная регистрация брака не может привести к той цели, которая ей ставится ее защитниками. Им кажется, что стоит провозгласить требование, чтобы граждане обдуманно вступали в брак, не разрушали его по легкомыслию, не имели одновременно по несколько супружеств, как все граждане непременно послушаются. «Законный» брак, очень строгий и почти нерушимый существовал еще в царское время и свойственен всякому буржуазному строю, внимательно охраняющему частную собственность. Для него всегда очень важно знать, кому принадлежит семейное имущество, и кто его будет наследовать. И, однако, повсюду, помимо зарегистрированного брака, многие имеют фактические супружества.
В наших условиях сказываются еще особые причины. По статистическому подсчету теперь имеется около 2,5 миллионов женщин, в возрасте от 30 до 40 лет, превышающих численность мужчин того же возраста. Эти женщины обречены на безбрачие, если они не сумеют найти себе мужей без всяких формальностей регистрации. Ясно, что фактические браки – явление неизбежное, и их нужно оформить законом.
Кроме этого, право всякой матери на алименты, хотя бы она и не состояла в зарегистрированном браке, отнимает от регистрации немалую долю ее значения. Так как число последовательных браков не ограниченно, а разводы совершенно свободны, то регистрация никого ничем не связывает, а потому, естественно, сказывается в пренебрежении. О том, что зарегистрированный брак создает ряд преимуществ, никто не думает, пока не встретится нужды разрешить споры судебным порядком.
Определить понятие брака необходимо
Не помогло бы делу даже последовательное проведение мысли об обязательной регистрации брака до ее коечного вывода – установить предельное число браков, например, не больше трех, и определенные поводы к разводу. Все равно чаша перельется через край.
Но, с другой стороны, неверно и другое решение. Нельзя оставлять суды и граждан в полном недоумении о том, что же в самом деле государство считает браком, и в каком случае фактический брак в своих последствиях равен зарегистрированному.
Ведь, брак создает ряд преимуществ, например, жена, занимающаяся домашним хозяйством, хотя бы она и не имела самостоятельного заработка, в силу своего брака получает право быть членом жилищного товарищества, приобретает избирательные права трудящегося и не несет налогов. Брак открывает право наследства пережившего супруга и детей, а также ближайшее право на имущество безвестно отсутствующего. В крестьянском быту брак создает право на участие в землепользовании и владении крестьянским двором. Только вступающая в брак с крестьянином женщина становится членом его двора. В случае развода, она получает право на соответствующую часть имущества не в качестве вспомоществования на содержание ее ребенка, а в силу того, что будучи в браке с одним из членов этого двора, она участвовала в общем труде и хозяйстве, внесла в него свою долю, которую и может взять с собою. В отношении отбывания военной службы брак создает право на льготы. Жены и дети красноармейцев получают право на пособие от государства, а также льготы по единому сельско-хозяйственному налогу. Различные права, вытекающие из норм социального страхования, как-то разного рода пособия, даровое лечение и т. д., распространяются на супругов и членов семьи застрахованных, вызывая со стороны государства целый ряд расходов, и т. д.
Невозможно, чтобы всем этим пользовались те, кто вступит в фактический брак, о существовании которого государство ничего не знает и который, может быть, в корне противоречит его понятию о браке и условиям регистрации, например, если это брак между подростками, с сумасшедшим, слабоумным и т.д., или просто чья-либо претензия, потому что мужчина и женщина где-то случайно сошлись и затем потеряли друг друга из виду.
Одно из определений понятия брака
Очевидно, что как бы ни было условно понятие о браке, - оно должно быть дано в законе, как со стороны своих положительных, так и отрицательных признаков.
Во внесении в проект этих поправок и заключается третье, примиряющее решение, поддерживаемое Наркомвнуделом.
Если мы декларируем в Кодексе принципиальное равенство зарегистрированного и незарегистрированного браков и скажем, что брак есть основанное на свободном взаимном соглашении добровольное сожительство мужчины и женщины, сопровождающееся возникновением постоянных, устойчивых семейных отношений, в силу которых они выступают перед государством, советской общественностью и гражданами, как муж и жена, мы определим брак со стороны его положительных признаков. Ясно, что связь по найму (проституция), насильственная и случайная, не основанная на взаимном соглашении о создании семьи и не имеющая характера устойчивого сожительства, не имеет силы брака.
Примирение противоречий
С целью облегчения доказательства брака и охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей заключение брака производится в форме регистрации его в актах гражданского состояния.
Но так как современной регистрацией брака некоторые лица всегда могут по каким-либо своим мотивам пренебречь, то нужно добавить, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком по обоюдному согласию или по желанию заинтересованной стороны, как при жизни, так и после смерти другого супруга, в праве во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием фактического срока совместной жизни, если их брачные отношения вполне соответствуют, или соответствовали ранее этого сожительству, признаваемому со стороны государства браком (см. выше).
Наконец, в заключение нужно открыто сказать, что права и обязанности, связанные с браком, вытекают только из зарегистрированного брака, а также из фактических брачных отношений, поскольку последующей регистрацией в органах ЗАГС, или в случае спора или смерти одного из супругов, решением суда они будут признаны соответствующими изложенному понятию о браке.
По нашему мнению это третье решение, вводящее изложенные поправки в проект Кодекса может примирить оба крайние течения.
Регистрация брака не необходима и не обязательна, с самого момента вступления в супружество, но она рекомендуется гражданам, как формальный признак, вносящий ясность в правоотношения супругов, а также супругов и государства. Юридическое значение может иметь только брак, своевременно зарегистрированный или впоследствии проверенный со стороны его действительности и признанный государством в лице органов ЗАГС, или суда. Ни проституция, ни изнасилование, ни временное увлечение, в котором сами мужчина и женщина не признают друг друга супругами и не ищут ничего, кроме приятной встречи, не подойдут по понятие брака. Равным образом не подойдут и те случаи, которые противоречат условиям регистрации и претят общественному сознанию. Признанием и защитой закона, как следует и как все, по-видимому, хотят, будет пользоваться только такой фактический брак, который ничем не отличается от зарегистрированного, кроме того, что он еще не оформлен.
Во избежание недоразумений прибавим, что беременная женщина и ребенок должны и будут пользоваться защитой закона, во всяком случае, независимо от регистрации или ее отсутствия.
Ответственный редактор
Гр. Цыпин