Коммунист Афанасий Савосин был отозван еще в октябре 1924 года из Богородской волости (Тетюшского кантона), где он работал секретарем волкома ВКП. Выехав оттуда он не уплатил своей квартирохозяйке 20 рублей за пользование квартирой.
Последняя также пожаловалась в ячейку и наконец в кантком ВКП, чтобы побудить Савосина по добру рассчитаться с ней.
Требования были законны, и кантком в ноябре 1924 года предложил Савосину заплатить указанную сумму.
Но, оказывается, Ежева (квартирохозяйка) и по сие время ждет денег. Вместе с последней жалобой она передала занимательное письмо Самосина к ней, написанное спустя несколько месяцев после того, как он услыхал про жалобу Ежевой и получил предложение канткома.
«Здравствуйте Елизавета Дмитревна! Шлю привет вам и Н, а также напишите привет Н Н, если он пишет вам из Казани. Еслизавета Дмитревна, извините меня за долгое молчание».
Какое трогательно-дружеское начало! Дальше в письме следует мрачное описание материального положения Самосина.
«…Дома жил плохо, одежонка пришла в ветхость… Хорошо, что кантком немного помог, выдав единовременное пособие в 5 рублей, каковые я немедленно истратил на улучшение питания, но все же, со здоровьем положение неважное…» и т.д.
Надо иметь в виду, что как ни как, а жена Савосина постоянно учительствует, и сам он уже с начала 1925 года наше работу в городе. В течение двух лет Савосин мог, в конце концов, из своего хоть и маленького «жалования» постепенно погасить этот злосчастный долг в 20 рублей.
Но дело не только в этом . слушайте дальше: «…Теперь я хочу поговорить с вами Е.Д., относительно наших заявлений в партию. Дело в том, что кантком не имеет права заставить меня платить вам просимую сумму денег. Он в крайнем случае может посоветовать передать дело в суд…»
И дальше:
«…Со своей стороны в уплате за квартиру я должником себе не признаю, а имея сознание как коммунист, думаю выслать вам рубля два. Три за уход за мной, когда я болел скарлатиной… Эти два или три рубля я имею возможность выслать вам в течение полугода…».
И наконец в рассуждении революционной законности:
«… И, так, значит, ждите. Я обещания не изменю. Заявления в партию не пишите – это бесполезно. Писем не пишите – не тратьте 7 коп. В суд подавать я не советую, т.к. вам надо будет платить гербовый сбор 1 рубль, канцелярские расходы 10 коп. и судебные издержки – с вас, т.к. иск подадите вы.
Будьте здоровы А.Т. Савосин»
Надо полагать, какое впечатление произвело на Ежеву и ее соседей – богородских крестьян – этакое письмо!
Афанасий Савосин! Неужели твою истинно крепкую голову не тревожит мысль: как ко всему этому отнесутся богородские крестьяне?
Гр. Подузов.