Вопрос об оживлении советов в деревне не мыслился иначе, как с широким вовлечение работниц и крестьянок в работу советов.
ЦИК ТР не один раз отмечал важность этой работы и указывал местным исполкомам ряд конкретных мероприятий по вовлечению женщин в работу советов.
Работа ЦИК по вовлечению работниц и крестьянок не ослаблялась во всех стадиях работы советов. Введена кандидатка от работниц в президиум ТЦИК, имеется выдвиженка беспартийная работница в числе выдвиженцев ТЦИКа.
Для усиления руководства вовлечения женщин в советы в инструкторский аппарат ТЦИКа привлечена инструктор-татарка.
При разработке нового положения о КИКах, ВИКах и сельсоветах, было уделено внимание созданию такой формы работы, которая дала бы возможность участвовать широким слоям работниц и крестьянок в работе советов.
Благодаря всем этим мероприятиям, в Татреспублике мы имеем ряд достижений. Если в выборах 24/25 г. мы имели 12,7 проц. участия женщин-избирательниц к общему числу избирателей, то в частичных перевыборах весной 25 г. тот процент достигает уже 17,6.
Заметно увеличение женщин в составе советов.
Членами сельсоветов 23/24 году было избрано 177 татарок, 116 русских и 31 нацменка. В 24/25 году татарок избрано 538, русских 413 и 65 нацменок. Членами волисполкомов в 23/24 году татарок и нацменок не было ни одной; членом ВИКа была только одна русская женщина. В 24/25 году членами ВИКов избраны 3 татарки.
В составе ЦИК 5 созыва женщин 10 человек. Недостаточно еще вовлечение нацменок в советы.
В прошлом выборы женщин в советы носили характер искусственного насаждения. Зачастую женщины механически включались в списки обязательных кандидатур. Подбор женщин членов советов оказывался не всегда удачным. Выбранные женщины не пользовались достаточным авторитетом среди масс и не были активны в работе.
Действительное вовлечение в работу советов женщины, особенно в низах –слабое.
Активность женщин проявляется в посещении заседаний советов, общих собраний, иногда в участии в кампаниях самосуды и сельхозналога. Работа членов советов – женщин не носила живого характера что об’ясняется, с одной стороны, отсталостью женщин, ее бытовыми условиями, с другой – слабой постановкой работы вообще в сельсоветах. Привлечение женщин в комиссии и секции при советах не получило оформления – секции сами находятся в стадии организации. Вовлечение же широких слоев в работу советов идет через специфические организации женщин – делегатские собрания.
В настоящую перевыборную кампанию процент вовлечения женщин в советы, по имеющимся предварительным дынным, значительно увеличивается.
Несмотря на тяжелые бытовые условия женщин-татарок, количество участвующих в выборах не только не отстает от количества участия русских женщин, а наоборот – участие женщин татарок выше. Это явление особенно ярко отмечается в настоящую перевыборную кампанию советов. Так, например, - по Менделинской волости, Арского кантона, татарок участвовало в только что прошедших выборах 56 проц., русских женщин лишь 24,5 проц. Есть случаи участия татарок в выборах до 100 проц., но есть случаи полного устранения женщин от выборов, непризнание действительными членов сельсовета, выборных от собрания женщин (Лаишевский кантон).
Таким образом лозунг «в каждом сельсовете не мене одной крестьянки – члена совета» - близок к осуществлению, но лозунг «ни одной женщины члена совета без практической работы» далеко еще от осуществления. Необходимо в дальнейшем продолжать неослабную работу по вовлечению женщин в советы, усилить руководство работой вовлеченных. Для чего необходимо:
- Изучить имеющие достижения в области вовлечения женщин в советское строительство.
- Усилить инструктирование мест по вовлечению женщин в строительство и руководство их работой.
- Практику созывов отдельных избирательных собраний в татарских районах, где особенно сильны религиозно бытовые предрассудки, признать приемлемой и закрепить ее.
- Практиковать созыв отдельных совещаний – волостных в деревнях – членов советов женщин с целью информации об их задачах.
- М.Г.