В Большом театре прошли концерты Батурина. И в прошлом, и в настоящем году Батурин был встречен Казанскими слушателями с большим интересом. Артист Батурин — обладатель прекрасного голосового материала, сильного и в то же время мягкого. Но свежий, полный, свободно звучащий голос певца требует, несмотря на хорошую школу, еще большой и серьезной работы. Исполнение артиста страдает незаконченностью и деревянностью. Певец часто совершенно ненужно утрирует и самый звук, и передачу исполняемого.
С прошлого года, когда Казань впервые слышала Батурина, движения вперед артиста не чувствуется. Тот же репертуар, та же манера исполнения.
Батурин певец молодой, получивший свое музыкальное образование при советской власти, ограничился, по примеру „маститых" басов, репертуаром избитым и запетым (ария из „Фауста", „Руслана" и т. д). Именно от Батурина хотелось услышать ряд произведений пролетарских композиторов, а мы столкнулись с таким явлением, что даже прекрасно исполненный артистом в прошлом году романс советского композитора Белого „Слушай, солдат!"— был выключен из программы концерта 26 января.
В противоположность прошлому концерту Батурина, отмечались на этот раз бледностью исполнения и остальные участники концерта. Артистка Агинская, обладательница небольшого голоса, совсем недостаточного для таких драматических вещей, как ария из оп. „Тоска“ Исполнение певицы холодное и маловыразительное.
Лучшее впечатление оставила скрипачка Эльстон.
Казанский слушатель охотно отзывается на все музыкальные начинания. Гастроли приезжих певцов и музыкантов так же, как и случайные оперные постановки, проходят при полном зале. За последний месяц были поставлены две оперы— „Паяцы" и „Фауст". Постановка „Фауста“, хотя в целом и выгодно отличалась от постановки „Паяцев“, все же оставила желать многого. Если хор и оркестр в „Фаусте” звучали гораздо лучше, то с исполнителями дело обстояло неладно. Артист Левицкий явно не годится для роли Фауста— ни по голосу, ни по сценической передаче. Несоответствие своему назначению такого персонажа, как Фауст, значительно снижало качество постановки. Несмотря на полную сценическую беспомощность, хорошо спела, чисто и звонко, партию Зибеля Белоусова. Вполне на месте были известная казанцам по прошлому оперному сезону артистка Маркова - Маргарита и Лопаткин— Мефистофель.
Спектакли оперы следует поставить в правильное русло. Одних случайных постановок, конечно, недостаточно, из-за своей случайности они не могут иметь большой художественной ценности и, кроме того, рабочие районы музыкальными постановками вовсе не обслуживаются.
Учитывая полное отсутствие в этом сезоне музыкальной систематической работы и большой спрос на нее со стороны рабочих слушателей, мы считали бы целесообразным озаботиться приглашением гастролей оперы хотя бы на весенний сезон.
И.Самборская