РЕШИТЕЛЬНО ОСУДИТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ШОВИНИЗМА!
Несмотря на то, что срок окончания колдоговорной кампании истек 25 января, по ряду предприятий колдоговоры еще не подписаны. Не все договоры подписаны у металлистов, деревообделочников, текстилей и медиков.
Основные причины задержки — явная недооценка хозорганами и профорганизациями значения колдоговоров.
Союз строителей вел переговоры со стройобъединению. В переговорах участвовал заместитель управляющего Стройобъединению по технической части тов. Батанов. По ряду вопросов возникли разногласия, которые Батанов самостоятельно решить не смог. После категорического требования союза строителей и Татпрофсовета управляющий Стройобъединением т. Лапин обещал приехать в союз для личного участия в переговорах. Татотдел союза строителей назначил на 26 января рабочую конференцию строителей, но Лапин не явился на заседание и уехал на завод «Красный металлист». Присланный им тов. Мурсалимов в союз не явился, а Батанов отказался от переговоров из-за отсутствия полномочий на подписание колдоговора. Снова потребовалось вмешательство Татпрофсовета и воздействие Татсовнархоза, чтобы заставить Стройобъединение, в лице тов. Батанова, подписать колдоговор.
На фабрике «Спартак» 25-го января была созвана общезаводская рабочая конференция. Делегаты конференции, прождав два часа представителя администрации, разошлись.
Дирекция Аптекоуправления еще месяц тому наезд договорилась с союзом об условиях заключения колдоговора. Все спорные вопросы были разрешены в Татпрофсовете с участием представителя Татаптекоуправления тов. Фудима. Но, новый директор Татаптекоуправления дал на места (в районы) указания, резко расходящиеся с теми, которые были даны раньше. Конфликт между Аптекоуправлением и Татотделом союза медиков тянется больше трех недель и до сих пор еще не разрешен.
Заключение колдоговора на «Красном металлисте» затягивалось из-за того, что директор завода Кулалаев, несмотря на прямые указания ВОРСА, не решался подписать колдоговор. Председатель же союза металлистов тов. Абдулхаев, вместо того, чтобы закончить переговоры с «Красным металлистом», уехал на совещание в Москву. По союзу металлистов не заключен еще колдоговор с отделением ВЭО, 2% месяца тому наезд ТСПС разослал всем союзным организациям проект раздела колдоговора по национальному вопросу. Этот раздел предусматривает обязательства хозорганов и профсоюзов по выполнению решений III пленума 0К по вопросу о национальных кадрах. Излишне доказывать огромное значение, этого вопроса. Подавляющее большинство хозяйственных и профессиональных работников, осознав это, включило без особых споров во все колдоговоры совершенно конкретные обязательства по обслуживанию рабочих-татар. Но, нашлись и такие, которые подошли к этому делу бездушно и бюрократично.
При переговорах завкома завода им. Вахитова с дирекцией о включении раздела по нац. вопросу директор завода тов. Неометов заявил, что на Вахитовке все сделано и нет, поэтому, надобности включать в колдоговор особый раздел. Зам. директора по труду тов. Фаз-
Лимухаметов согласился с Неометовым.
Когда на общезаводской рабочей конференции представитель союза - химиков потребовал включить в колдоговор обязательства по обслуживанию рабочих-татар, заместитель директора тов. Моисеев выступил с возражением по тем же мотивам, которые выдвигал тов. Неометов. Выступление Моисеева развязало языки заводским шовинистам. Один из них, Игнатьев, выступил с резкой речью против включения в колдоговор обязательств по национальному вопросу и, получив отпор от рабочих, демонстративно покинул рабочую конференцию.
Предложение союза было единогласно принято всеми делегатами конференции и включено в колдоговор. Выступление же Игнатьева и поведение дирекции завода, осужденное рабочей массой, должно быть обсуждено правлением союза.
На заводе № 40 им. Ленина зам. директора по труду тов. Усманов не соглашался включить в колдоговор обязательство о том, что все приказы, распоряжения и инструкции должны печататься как на русском, так и на татарском языках. Директор завода тов. Семенов только после нажима Областного комитета партии, куда было передано разрешение вопроса согласился на включение в колдоговор этого важнейшего обязательства.
Совершенно исключительный случай проявления шовинизма был в техникуме искусств, директор которого тов. Тухватуллин категорически отказался включить в колдоговор такого же рода обязательство, что и на заводе № 40 им. Ленина. Он прислал союзу письмо, где объяснял свой отказ тем, что у него темпы коренизации недостаточны, что вообще, коренизировать аппарат ему не удается и что введение переписки на татарском языке невозможно. И это в то время, когда в техникуме обучается около 70 проц. татар.
Все три случая отказа от включения обязательств по национальной политике характерны тем, что виновники этого безобразия - руко- водители учреждений и предприятий — татары. Это является лишним подтверждением того, что и среди татарских работников есть лица, действия которых граничат с явным великодержавным шовинизмом.
Колдоговорная кампания будет на днях закончена. Итогами её, несомненно, будет значительное улучшение работы на предприятиях во всех областях. Теперь нужно сконцентрировать все внимание на проверке выполнения принятых в колдоговорах обязательств, особенно, по борьбе за промфинплан и национальному вопросу.