Из того, что было заслушано здесь, можно сделать вывод, что зарастание темпов в деле формировали национальных кадров совершенно недостаточно.
Прежде всего, самопроверка. По-моему мнению, она поставлена чрезвычайно слабо.
В чем основной недостаток самопроверки? В том, что она продолжает проводиться замкнуто. А между тем, в письме 0К подчеркивалось, что проблема формирования кадров, как одно из важнейших звеньев социалистического строительства в ТР, не может разрешаться аппаратным путем, что эта задача должна стоять в центре внимания; как и все основные вопросы промышленности, как вопросы снижения себестоимости, повышения производительности груда и т. д. У нас вопрос о кадрах в такой плоскости не стоял и не стоит. Характерно, что о встречном плане, как методе закрепления активности рабочих масс никто здесь и не обмолвился. Не говорилось и о социалистическом соревновании и ударничестве. А ведь, неоспоримый факт, что массы интересуются этой проблемой.
Второй вывод: вопрос о повышении качественных показателей подготовки национальных кадров по серьезному ещё не поставлен.
В этом отношении можно многому поучиться у завода № 40 им. Ленина. Там проявляется несомненная инициатива. Кое-что делается на Вахитовском заводе, на мехфабриках, „Красном металлисте", но даже на этих предприятиях борьба за повышение качественных показателей подготовки кадров не стоит как боевая задача. Никто не сказал здесь о качестве подготовляемого ими татарского пролетариата: каково участие рабочих-татар в социалистическом соревновании в ударничестве, растет ли поступление рабочих предложений со стороны татар, повышаются ли их технические знания. Между прочим, и этот вопрос никто не задавал, что в свою очередь свидетельствует, что вопросу повышения знаний татарских рабочих не уделяется внимания.
Почему-то принято говорить об обслуживании рабочих-татар и нацмен на родном языке только тогда, когда задается соответствующий вопрос. Это указывает, что важнейший политический момент игнорируется.
На заводе № 40 имени Ленина, как нам говорили,—26 проц, татар, но на собраниях их удельный вес совершенно не ощущается. Даже на таких предприятиях, как текстильная фабрика, где процент татар еще выше, их все же на собраниях пе чувствуется. Искусственно добиться этого, конечно, нельзя. Тут нужна серьезная передвижка в сторону повышения общей роли татар-рабочих. Это первоочередная задача, и при самопроверке на этом надо сосредоточить внимание.
Третий вывод, который напрашивается из всего сказанного, сводится к тому, что директива 0К о преодолений целого ряда пережитков в борьбе за формирование национальных кадров многими переоценивается. В самом деле: разве не было случаев великодержавного шовинизма и местного национализма, на чем надо было политически организовать массы, неужели же не было фактов извращения национальной политики? Я мог бы вам привести целый ряд примеров на этот счет. Во многих местах не хотели включить в колдоговоры пункт о проведении всяких приказов и инструкций на двух языках. Почему докладчики об этом не сказали ни слова здесь. Странно. Возьмем коренизацию аппарата. Это самое слабое место нашей работы. На заводе № 40 им. Ленина—26 проц. татар-рабочих, а в аппарате—7 проц. Излишне доказывать, что эти 7 процентов не могут в достаточной степени обслужить 26 проц. рабочих.
Нам всем известны случаи недооценки формирования кадров, но эти факты не разоблачаются. Все докладчики прошли молча мимо этого вопроса. А ведь, такие случаи есть и на заводе № 40 им. Ленина, и на „Красном металлисте", и в управлении связи. Директивы 0К говорят, что великодержавный шовинист — не только тот, кто идет против линии партии, но и тот, кто на словах за ленинскую национальную политику, а на деле всячески ее срывает. Вот почему умалчивание о фактах торможения подготовки кадров надо расценивать не иначе, как примиренчество к великодержавному шовинизму.
Теперь несколько слов о конкретных вещах.
О „Красном металлисте". Вы всегда даете очень хорошие перспективы, но никто не говорите о том, что у вас сделано. Перспективы— хорошие, но результаты из года в год получаются плохие, не увеличение, а уменьшение. „Красный металлист" одно из самых больших предприятий, где должны создаваться национальные кадры металлистов, и этим делом вы все же занимались очень плохо. До последнего времени у вас работа идет самотеком. „Красный металлист” заслуживает того, чтобы взять его под сильнейший обстрел.
Управление связи. Каждый знает, что очень нетрудно написать в 0К бумажку с просьбой выделить 30 человек для районов. Связь этим ограничивается и победоносно заявляет о своих „достижениях”. Если бы требовалось только это, то зачем же нужны вы? Я мог бы здесь рассказать сотню возмутительных фактов, когда звонят по телефону 7-61, как на биржу труда. Это ярчайший пример надежды на самотек.
Социалистическое соревнование, ударничество, встречный план в борьбе за качественные показатели подготовки национальных кадров, вот на чем нужно сосредоточить внимание.
Два слова—относительно печати. Областная печать должна была служить примером многотиражкам в освещении хода подготовки и формирования национальных кадров и массовой работы вокруг этой крупнейшей политической проблемы. Будет правильно, если мы скажем, что хорошего образца областная печать не показала. Я не хочу сказать, что наши редакции не заняли правильной линии в этом отношении. Но, ведь, этого мало. Выходит? что общие выводы, которые здесь сделаны, в основном относятся и к нашей печати.