ГДЕ ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ?

Из того, что было заслушано здесь, можно сделать вывод, что зарастание темпов в деле формирова­ли национальных кадров совершенно недостаточно.

Прежде всего, самопроверка. По-моему мнению, она поставлена чрезвычайно слабо.

В чем основной недостаток са­мопроверки? В том, что она про­должает проводиться замкнуто. А между тем, в письме 0К подчер­кивалось, что проблема формиро­вания кадров, как одно из важ­нейших звеньев социалистическо­го строительства в ТР, не может разрешаться аппаратным путем, что эта задача должна стоять в центре внимания; как и все основ­ные вопросы промышленности, как вопросы снижения себестоимости, повышения производительности груда и т. д. У нас вопрос о кад­рах в такой плоскости не стоял и не стоит. Характерно, что о встреч­ном плане, как методе закрепле­ния активности рабочих масс ни­кто здесь и не обмолвился. Не го­ворилось и о социалистическом соревновании и ударничестве. А ведь, неоспоримый факт, что массы интересуются этой проблемой.

Второй вывод: вопрос о повышении качественных показателей подготовки национальных кадров по серьезному ещё не поставлен.

В этом отношении можно много­му поучиться у завода № 40 им. Ленина. Там проявляется не­сомненная инициатива. Кое-что делается на Вахитовском заводе, на мехфабриках, „Красном металлисте", но даже на этих пред­приятиях борьба за повышение качественных показателей подго­товки кадров не стоит как боевая задача. Никто не сказал здесь о качестве подготовляемого ими татарского пролетариата: ка­ково участие рабочих-татар в со­циалистическом соревновании в ударничестве, растет ли поступ­ление рабочих предложений со стороны татар, повышаются ли их технические знания. Между прочим, и этот вопрос никто не задавал, что в свою очередь сви­детельствует, что вопросу повы­шения знаний татарских рабочих не уделяется внимания.

Почему-то принято говорить об обслуживании рабочих-татар и нацмен на родном языке только тогда, когда задается соответ­ствующий вопрос. Это указывает, что важнейший политический мо­мент игнорируется.

На заводе № 40 имени Ленина, как нам говорили,—26 проц, та­тар, но на собраниях их удель­ный вес совершенно не ощущает­ся. Даже на таких предприятиях, как текстильная фабрика, где про­цент татар еще выше, их все же на собраниях пе чувствуется. Искусственно добиться этого, ко­нечно, нельзя. Тут нужна серьез­ная передвижка в сторону повы­шения общей роли татар-рабочих. Это первоочередная задача, и при самопроверке на этом надо сосредоточить внимание.

Третий вывод, который напра­шивается из всего сказанного, сво­дится к тому, что директива 0К о преодолений целого ряда пере­житков в борьбе за формирование национальных кадров многими пе­реоценивается. В самом деле: разве не было случаев великодер­жавного шовинизма и местного национализма, на чем надо было политически организовать массы, неужели же не было фактов из­вращения национальной полити­ки? Я мог бы вам привести це­лый ряд примеров на этот счет. Во многих местах не хотели включить в колдоговоры пункт о проведении всяких приказов и инструкций на двух языках. Почему докладчики об этом не сказали ни слова здесь. Странно. Возьмем коренизацию аппарата. Это самое слабое место нашей работы. На заводе № 40 им. Ле­нина—26 проц. татар-рабочих, а в аппарате—7 проц. Излишне до­казывать, что эти 7 процентов не могут в достаточной степени об­служить 26 проц. рабочих.

Нам всем известны случаи не­дооценки формирования кадров, но эти факты не разоблачаются. Все докладчики прошли молча мимо этого вопроса. А ведь, та­кие случаи есть и на заводе № 40 им. Ленина, и на „Красном металлисте", и в управлении связи. Директивы 0К говорят, что великодержавный шовинист — не только тот, кто идет против ли­нии партии, но и тот, кто на словах за ленинскую националь­ную политику, а на деле всячески ее срывает. Вот почему умалчи­вание о фактах торможения под­готовки кадров надо расценивать не иначе, как примиренчество к великодержавному шовинизму.

Теперь несколько слов о кон­кретных вещах.

О „Красном металлисте". Вы всег­да даете очень хорошие перспек­тивы, но никто не говорите о том, что у вас сделано. Перспективы— хорошие, но результаты из года в год получаются плохие, не увеличение, а уменьшение. „Красный металлист" одно из самых боль­ших предприятий, где должны создаваться национальные кадры металлистов, и этим делом вы все же занимались очень плохо. До последнего времени у вас ра­бота идет самотеком. „Красный металлист” заслуживает того, чтобы взять его под сильнейший обстрел.

Управление связи. Каждый знает, что очень нетрудно написать в 0К бумажку с просьбой выделить 30 человек для районов. Связь этим ограничивается и победо­носно заявляет о своих „достиже­ниях”. Если бы требовалось толь­ко это, то зачем же нужны вы? Я мог бы здесь рассказать сотню возмутительных фактов, когда звонят по телефону 7-61, как на биржу труда. Это ярчайший при­мер надежды на самотек.

Социалистическое соревнование, ударничество, встречный план в борьбе за качественные показате­ли подготовки национальных кад­ров, вот на чем нужно сосредо­точить внимание.

Два слова—относительно печа­ти. Областная печать должна бы­ла служить примером многоти­ражкам в освещении хода подго­товки и формирования националь­ных кадров и массовой работы вокруг этой крупнейшей полити­ческой проблемы. Будет правиль­но, если мы скажем, что хороше­го образца областная печать не показала. Я не хочу сказать, что наши редакции не заняли пра­вильной линии в этом отношении. Но, ведь, этого мало. Выходит? что общие выводы, которые здесь сделаны, в основном относятся и к нашей печати.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости