ЛЕНИН И КУЛЬТУРА

МОСКВА, 19. (Т). 18 января об­щество педагогов - марксистов устроило специальное заседание, посвященное ленинским дням. С до­кладом на тему «Ленин и культура» выступила тов. Крупская.

Крупская на ряде примеров иллю­стрировала отношение Владимира Ильича к вопросам культуры. —Прошло 7 лет со дня смерти Вла- димира Ильича, — сказала т. Крупская,. — и мы видим, как за это время лозунги, провозглашенные им, как и те большие задачи, которые он выдвигал, воплощаются в жизнь. —Ильич, — продолжает тов. Круп­ская, — изучал философию не про­сто потому, что это интересно, а потому, что философия давала ему возможности лучше и глубже по­нимать действительность и даль­ше видеть. Философия для него — орудие борьбы. Он берет каждую вещь, каждое явление в его разви­тии.

Мы все употребляем термин «ра­бочий класс», но не всякий из нас отдает себе до конца отчет в том, что это понятие постоянно изменяет­ся в своем содержании. Ведь ра­стет беспрерывно не только чис­ленность рабочего класса ,но каж­дую минуту меняется также его сознательность и организованность. Менялся и меняется рабочий класс России и СССР. Ильичу, который всегда глядел вперед, было ясно, как дальше пойдет развитие рабочего класса. Он с особым вни­манием вслушивался в разговоры рабочих, проявлял чрезвы-чайное внимание мелочам. По отдельным разговорам отдельным незначительным фактам он умел устанавливать связь между этими мелкими фактами и большими вопросами. Он умел — на основании мельчайших наблю­дений — восстанавливать картину того громадного развития, которое происходит в рабочем классе и во всей стране. Вот почему он в годы самой свирепой реакции с непрек­лонной убежденностью говорил о предстоящей победе рабочего клас­са. Впоследствии, в 1920-21 годах, в период развала промышленности, когда рабочие стали поддаваться мелкобуржуазным влияниям, Ильич говорил: «Только создание крупной индустрии обеспечит материальную базу для роста сознательности и сплочения рабочего класса», Сейчас мы наглядно видим, как за послед­ние годы — наряду с ростом про­мышленности — растет классовое сознание нашего рабочего.

То же самое наблюдается и на культурном фронте. Хотя здесь у нас имеется еще громадное отста­вание, тем не менее каждые не­сколько месяцев и здесь дают ося­зательные результаты. Ясно видишь и чувствуешь, как за период от со­брания к собранию культурно ра­стет рабочая масса. Мы видим, как рождается новое отношение рабочих к труду, как помогает росту их сознательности. На каждом собра­нии невольно приходят на ум сло­ва и мысли Ильича, видишь, как они на практике осуществляются, видишь всю их гениальность.

И сейчас, когда осуществляются лозунги Ильича, когда мы продви­гаемся вперед по тому пути, какой им был намечен, многое из того, что говорил раньше Владимир Ильич, становится нам более созвучным и гораздо более близким и понятным. Поэтому для того, чтобы учение Ленина было руководством к дей­ствию, нам необходимо сейчас вни­мательно пересчитать то, что Ленин писал, вдуматься и понять, в какой связи это было сказано, и учиться ленинскому подходу к вопросам действительности. Одна и та же идея повторяется у Ильича иногда на протяжении десятков лет, но она берется в разном освещении, в но­вой обстановке. Это дает нам воз­можность учиться на произведениях Владимира Ильича правильному подходу к действительности, учиться брать все вопросы диалектиче­ски. Агитации, пропаганде и вопро­сам воспитания Ильич придавал ог­ромное значение. Он, как никто, умел подходить к массам. Надо по­могать массам расти, но в тоже вре­мя мы должны у этой массы учить­ся, через нее нащупывая то звено, за которое в данный момент надо ухватиться.

Ильич уделял исключительное внимание не только пропаганде и агитации среди взрослых. Его отно­шение к ребятам также было серьез­но. Напрасно его изображают «доб­реньким папашей». Он не одобрял и не выносил процветающего в ин­теллигентской среде по отношению к детям баловства. Ленин видел в ребятах наше будущее и подхо­дил к ним всерьез. Делу воспита­ния подрастающего поколения Владимир Ильич предавал громадное значение, считая это важнейшим участком социалистического строи­тельства. Сейчас же у нас на это де­ло смотрят свысока. Такой взгляд особенно развит среди молодежи. Идти в учителя, заниматься воспи­танием детей считается чем то за­зорным. «Лучше я в строптели со­циализма пойду», нередко можно услышать. При этом забывают, что воспитание подрастающего поколе­ния и есть составная часть социа­листического строительства. Вот по­чему так много и для многих не­ожиданно говорил Ильич, хотя и не употребляя этого термина, о политехнизме, говорил о всесторон­нем воспитании подрастающего по­коления в советских условиях.

Мы не систематизировали еще, не собрали всего, что сказано Влади­миром Ильичом о культуре вообще, о воспитании молодого поколения, о всех тех вопросах, которые вхо­дят в понятие «культура». Сейчас— четырнадцатый год революции, а мы стоим еще перед задачей собрать и систематизировать, проду­мать до конца все то, что говорил и писал Ильич в области культуры. Осуществление этой задачи, как мне кажется, поможет нам создать новую педагогику, совершенно не по­хожую на педагогику старого времени. Для этого нужна громадная коллективная работа также и обще­ства педагогов-марксистов. Я ду­маю, что вчитываясь в то, что пи­сал Владимир Ильич, мы сможем вооружиться для дальнейшей борь­бы таким методом, который по­может нам дело просвещения про­двинуть значительно вперед.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости