МОСКВА, 19. (Т). 18 января общество педагогов - марксистов устроило специальное заседание, посвященное ленинским дням. С докладом на тему «Ленин и культура» выступила тов. Крупская.
Крупская на ряде примеров иллюстрировала отношение Владимира Ильича к вопросам культуры. —Прошло 7 лет со дня смерти Вла- димира Ильича, — сказала т. Крупская,. — и мы видим, как за это время лозунги, провозглашенные им, как и те большие задачи, которые он выдвигал, воплощаются в жизнь. —Ильич, — продолжает тов. Крупская, — изучал философию не просто потому, что это интересно, а потому, что философия давала ему возможности лучше и глубже понимать действительность и дальше видеть. Философия для него — орудие борьбы. Он берет каждую вещь, каждое явление в его развитии.
Мы все употребляем термин «рабочий класс», но не всякий из нас отдает себе до конца отчет в том, что это понятие постоянно изменяется в своем содержании. Ведь растет беспрерывно не только численность рабочего класса ,но каждую минуту меняется также его сознательность и организованность. Менялся и меняется рабочий класс России и СССР. Ильичу, который всегда глядел вперед, было ясно, как дальше пойдет развитие рабочего класса. Он с особым вниманием вслушивался в разговоры рабочих, проявлял чрезвы-чайное внимание мелочам. По отдельным разговорам отдельным незначительным фактам он умел устанавливать связь между этими мелкими фактами и большими вопросами. Он умел — на основании мельчайших наблюдений — восстанавливать картину того громадного развития, которое происходит в рабочем классе и во всей стране. Вот почему он в годы самой свирепой реакции с непреклонной убежденностью говорил о предстоящей победе рабочего класса. Впоследствии, в 1920-21 годах, в период развала промышленности, когда рабочие стали поддаваться мелкобуржуазным влияниям, Ильич говорил: «Только создание крупной индустрии обеспечит материальную базу для роста сознательности и сплочения рабочего класса», Сейчас мы наглядно видим, как за последние годы — наряду с ростом промышленности — растет классовое сознание нашего рабочего.
То же самое наблюдается и на культурном фронте. Хотя здесь у нас имеется еще громадное отставание, тем не менее каждые несколько месяцев и здесь дают осязательные результаты. Ясно видишь и чувствуешь, как за период от собрания к собранию культурно растет рабочая масса. Мы видим, как рождается новое отношение рабочих к труду, как помогает росту их сознательности. На каждом собрании невольно приходят на ум слова и мысли Ильича, видишь, как они на практике осуществляются, видишь всю их гениальность.
И сейчас, когда осуществляются лозунги Ильича, когда мы продвигаемся вперед по тому пути, какой им был намечен, многое из того, что говорил раньше Владимир Ильич, становится нам более созвучным и гораздо более близким и понятным. Поэтому для того, чтобы учение Ленина было руководством к действию, нам необходимо сейчас внимательно пересчитать то, что Ленин писал, вдуматься и понять, в какой связи это было сказано, и учиться ленинскому подходу к вопросам действительности. Одна и та же идея повторяется у Ильича иногда на протяжении десятков лет, но она берется в разном освещении, в новой обстановке. Это дает нам возможность учиться на произведениях Владимира Ильича правильному подходу к действительности, учиться брать все вопросы диалектически. Агитации, пропаганде и вопросам воспитания Ильич придавал огромное значение. Он, как никто, умел подходить к массам. Надо помогать массам расти, но в тоже время мы должны у этой массы учиться, через нее нащупывая то звено, за которое в данный момент надо ухватиться.
Ильич уделял исключительное внимание не только пропаганде и агитации среди взрослых. Его отношение к ребятам также было серьезно. Напрасно его изображают «добреньким папашей». Он не одобрял и не выносил процветающего в интеллигентской среде по отношению к детям баловства. Ленин видел в ребятах наше будущее и подходил к ним всерьез. Делу воспитания подрастающего поколения Владимир Ильич предавал громадное значение, считая это важнейшим участком социалистического строительства. Сейчас же у нас на это дело смотрят свысока. Такой взгляд особенно развит среди молодежи. Идти в учителя, заниматься воспитанием детей считается чем то зазорным. «Лучше я в строптели социализма пойду», нередко можно услышать. При этом забывают, что воспитание подрастающего поколения и есть составная часть социалистического строительства. Вот почему так много и для многих неожиданно говорил Ильич, хотя и не употребляя этого термина, о политехнизме, говорил о всестороннем воспитании подрастающего поколения в советских условиях.
Мы не систематизировали еще, не собрали всего, что сказано Владимиром Ильичом о культуре вообще, о воспитании молодого поколения, о всех тех вопросах, которые входят в понятие «культура». Сейчас— четырнадцатый год революции, а мы стоим еще перед задачей собрать и систематизировать, продумать до конца все то, что говорил и писал Ильич в области культуры. Осуществление этой задачи, как мне кажется, поможет нам создать новую педагогику, совершенно не похожую на педагогику старого времени. Для этого нужна громадная коллективная работа также и общества педагогов-марксистов. Я думаю, что вчитываясь в то, что писал Владимир Ильич, мы сможем вооружиться для дальнейшей борьбы таким методом, который поможет нам дело просвещения продвинуть значительно вперед.