МОСКВА, 14. (Т). В виду происходящего в настоящее время обсуждения вопроса о председателе, времени и месте конференции по разоружению, полпреды СССР в Великобритании, Германии, Италии, Норвегии, Персии, Польше, Франции и Японии сделали министрам иностранных дел этих стран следующее идентичное устное заявление:
— Согласно постановлению большинства подготовительной комиссии по разоружению, совет Лиги наций на ближайшей сессии займется, вероятно, определением места и времени созыва конференции по разоружению и назначением председателя конференции.
По мнению советского правительства, конференция может иметь международное значение, ибо от результатов конференции может значительной степени зависеть вопрос о продлении и упрочении мира, и о новой истребительной войне.
Советское правительство неоднократно высказывалось в том смысле, что при существующих условиях единственной гарантией сохранения мира было бы разоружение, или, по крайней мере, максимальное сокращение вооружений. Оно вносило соответственные проекты конвенции в подготовительную комиссию по разоружению и вновь представит их на рассмотрение самой конференции. Это доказывает особую заинтересованность Советского союза в успехе конференции и его готовность принять в работах конференции самое активное участие.
По мнению советского правительства, успешность работ конференции требует обеспечения полного равноправия всем участникам конференции, — как большим, так и малым державам. Оно вынуждено констатировать, однако, что это равноправие нарушалось в подготовительной комиссии по разоружению в отношении советской делегации, не только решениями самой комиссии, но, главным образом, явно пристрастным поведением председателя комиссии. В протоколах комиссии может быть найдено немало доказательств этого утверждения. Требовались особая выдержка и терпение советской делегации, а также сознание ею огромного значения, придаваемого ее правительством делу разоружения, чтобы она не прекращала своего участия в комиссии под влиянием бестактностей и грубостей председателя комиссии. Поведение председателя, несомненно, вызывалось между прочим, и его принадлежностью к такому государству, которое в течение 14 лет уклоняется от нормальных отношений с Советским союзом, лишено действительных источников информации о Союзе и поэтому более других капиталистических стран подвержено предрассудкам в отношении СССР.
Исходя из этого, советское правительство полагает, что участие в выборе председателя конференции должно быть предоставлено всем членам конференции без исключения, и что, поэтому, председатель должен быть назначен не группой держав, а также не организацией, к которой принадлежат не все участники конференции, — а пленумом самой конференции. Советское правительство, далее полагает, что председателем, а, следовательно, руководителем столь важной мировой конференции не может быть выбран представитель такого государства, которое заняло уже в подготовительной комиссии по разоружению определенную отрицательную позицию в отношении разоружения, или государста, имеющего развитую военную промышленность международного значения, а, следовательно, экономически заинтересованного в сохранении и увеличении вооружений и, наконец, государства, не поддерживающего нормальных отношений со всеми государствами — участниками конференции. Само собой разумеется, что председателем конференции также не может быть выбрано лицо, известное своими публичными выступлениями, или своими предрассудками против того, или иного государства.
Далее, для успешной работы конференции, всем участникам ее должно быть обеспечено необходимое спокойствие и возможность сосредоточиться на предметах работ конференций. Этого спокойствия, в значительной мере, была лишена советская делегация в подготовительной комиссии, вследствие враждебной атмосферы, созданной вокруг нее женевской прессой и местными антисоветскими организациями, к числу которых надо отнести известную международную организацию по подготовке интервенции в СССР, во главе с г. Обером, покровителем убийцы советского полпреда тов. Воровского.
Предрассудки и предубеждения против СССР, естественно, сильнее в тех странах, которые не имеют своих представителей в Советском Союзе, лишены аудентичной информации о нем и питаются исключительно сведениями безответственных журналистов. Советское правительство, поэтому, полагает, что для места конференции по разоружению должна быть избрана страна, которая поддерживает нормальные отношения со всеми государствами - участниками конференции.