КАЗАНЬ НАДО МОСТИТЬ
Вопрос о мостовых — самый больной вопрос городского хозяйства Казани.
Не секрет ни для кого, что по ряду казанских улиц почти невозможно грузовое и пассажирское движение. Даже такая первоочередной важности грузопроводящая артерия, как Новая дамба, в прошлом году окончательно выбыла из строя, превратившись в длинную ленту непроходимых выбоин и рытвин.
Автобусное движение, столь обрадовавшее в свое время сердца казанцев, сошло на нет с молниеносной быстротой. Гаражи гортранспорта полны недвижимыми трупами заграничных автомобилей, невыдержавших казанской дорожной действительности.
Есть целые районы города, в которые с трудом пробираются пожарные обозы, давая время распространяться огню.
Транспортные организации, калеча в выбоинах лошадей, ломая оси, замедляя темп работы, — причиняют себе многотысячные, невозвратимые потери.
Казань надо мостить. В первую очередь замостить важнейшие грузопроводящие артерии, пожарные под’езды, дамбы. Замостить как можно скорее и как можно лучше.
Последнее требование особенно важно. Дело в том, что мощение улиц, производившееся нами за последние годы, никуда не годится. Вновь построенная мостовая уже к концу сезона покрывается выбоинами, приобретает старый вид, часто почти не проезжий.
В чем тут дело? Кто виноват в таком безобразном явлении?
Строитель Клейн отвечает, что виной тут только материал, что местный камень для мощения улиц не годится, что средством от всех зол является заготовка ярославского и рыбинского камня, высокого по качеству и по цене.
С таким же вопросом обратилась редакция к ряду специалистов, ответы которых мы ниже и помещаем.
Дело, как будто, не только в материале, а и в руках. Общий отзыв специалистов: мостить местным камнем можно. Нужно лишь тщательно его сортировать, употребляя более твердый камень для замощения улиц с большим движением. Нужно только повысить качество мостовых работ, обеспечив за ними компетентное наблюдение.
Этого не делалось до сих пор, но эти должно делаться.
Помещая сегодня ряд статей, редакция не считает обсуждение вопроса законченным и охотно предоставит место деловым статьям, вносящим новое в поднятый газетой вопрос.
СТРОИТЕЛЬ КЛЕЙН
АКИНСКИЕ ПАТРИОТЫ
Дорожное строительство в Татарии— больной вопрос. Как в городе, так и в кантонах эта отрасль строительства почти беспризорна. Возьмем, для примера, мостовые Казани.
Начиная с 1920 года каждый год, мостятся мостовые. Десятки тысяч пудов хлеба, десятки и сотни тысяч рублей отпускались на общественные работы и большая часть этих сумм была истрачена на мостовые города. Мостили каждый год. Но все-таки сейчас ездим по ухабам, ямам, все также от мостовых идет пыль столбом. Где же кроются причины этого зла, где его виновники?
Один из специалистов ГКХ открыл Америку: в 1927 году он нашел, что местный камень не уступает по качеству рыбинскому булыжнику Сколько ему не внушали, что процент такого камня очень мал — не более 10-12 проц., что этот слой лежит в самом низу и для того, чтобы добыть 100 куб саж. твердого камня, ломщик должен раньше добыть около 900 куб. саж. камня мягкой породы, что он этим вводит в заблуждение госорганы, — он сделал по-своему. Что-же мы видим теперь, когда мостовые замощены этим камнем? Опять ухабы, ямы и пыль.
В «Красной Татарии» (№ 260 от 12-ХI 1927 г.) была помещена статья с громким заголовком: «Необходимо перейти на заготовку местного камня. Это даст десятки тысяч рублей экономии».
В этой статье математически точно было высчитано, какая выгода получится от местного камня. Спрашивается — где же эта экономия, где выгода? В казне ее не видать, — вероятно, это было кому-то выгодно, но не городу!
В 1923 году, я, пишущий эти строки, был командирован совместно с инжен. Калинкиным и Высочанским в эти самые «экономные» местные каменоломные карьеры для определения процента годности камня для мостовых города. Лазили мы по всем норам, тщательно исследовали весь район и нашли, что камня кремневого, годного для мощения улиц со средним движением, имеется не более 10-15 проц. и есть, кроме того, 25-30 проц., камня мягкой породы, годного для замощения улиц с меньшим движением. Остальные слои камня — весьма мягкой породы и часть их годна только для фундаментов мелких построек, часть - опока, которая совсем не годна. Тогда же соответствующие организации решили использовать местный камень для замощения улиц с наименьшим движением, а для таких улиц, как Варламовская, Московская, Посадская и др., где происходит максимум движения — использовать рыбинский булыжник.
Я был уполномочен для организации доставки рыбинского камня. Камень этот обошелся франко берег Волги 90 руб. куб. саж., при чем в эту сумму входила стоимость камня по договорам с Волгоразгрузом и кооптовариществом «Смычка» за 1 куб. саж. камня франко баржа место погрузки — 40 руб. и стоимость фрахта в 50 руб. за куб.
В течение сезона 25 года было доставлено до 600 куб. саж. булыжного, твердой породы камня по 90 руб., который, считая доставку до места работ и расколку его, обошелся в 135 руб.
Казалось-бы, хорошо, — город имел шансы получить надлежащий вид. Но, как видно, это оказалось невыгодным коммунхозовцам. Они стоимость камня догнали до 270 р. за куб. саж.. Конечно, такая цена для города непосильна. И в этот момент выступил «акинский патриот», ввел в заблуждение соответствующие организации и благодаря ему из вновь вымощенных казанских мостовых получилась пыль, ухабы да ямы.
Пора бы этому злу положить конец, ибо эти «патриоты» собираются дальше вводить в заблуждение наши советские организации.
Начальник главного управления ГУКХ тов. Казаков
Камень местных пород уступает по крепости булыжнику. Однако, в прежнее время земство и город успешно пользовались синим камнем для мощения улиц. Сопротивляемость сжатию синего камня достигает 1816 килограмм на 1 кв. сантим.
В настоящее время найден в 15 вер. от Казани с Матюшине камень, давший прекрасные результаты на сопротивляемость, почти равную сопротивляемости булыжника, — 2.673 кил. на 1 кв. сантим. ГУКХ предполагает начать его разработку.
Покупка костромского и ярославского булыжника обходится чрезвычайно дорого (от 225 до 260 р. за 1 куб. сажен), тогда как стоимость синего камня местных пород не превышает 75 руб. куб. саж. по твердым ценам Наркомторга. Кубическая сажень матюшинского камня будет стоить не дороже 95 руб.
В нынешнем году ГУКХ рассчитывал заготовить 80 тыс. метров камня местных пород, но в виду урезки средств, программу разработки пришлось снизить до 20 тыс. куб. метров. В настоящее время ГУКХ‘ом разработано около 3.000 куб. метров камня местных пород. За недостатком средств ГУКХ не сможет наладить разработку камня в достаточных количествах.
В области заготовок камня местных пород царит произвол и спекуляция. Плохую услугу оказал второй участок НКПС, заключивший с крестьянскими артелями седа Аки договор на поставку 150 куб. камня в Киндери по цене 52 р. 50 к. за куб. сажен, при чем в количество поставки войдет 25 проц. камня серого, слабого. Подобный маневр второго дорожного участка НКПС сбил цену, установленную Наркомторгом, т. к. доставка камня по этой цене в Киндери гораздо выгоднее для крестьян, чем доставка его в Казань по ценам Наркомторга.
Успешность заготовок камня местных пород будет зависеть в дальнейшем от отпуска достаточных кредитов ГУКХ'у.
М. Г. Ельчанинов, заведующий лабораторией испытаний материалов при КИТ’е
По данным исследований акинского синего камня на сопротивляемость сжатию, этот камень должен быть причислен к породам высокого качества. Но вопрос о замощении им улиц Казани может быть решен только после испытания его на изнашивание (стирание).
При испытании, по сравнению с булыжником костромским или ярославским, он окажется несомненно хуже.
Всякий булыжник естественной формы при одинаковых условиях оказывается более пригодным для мощения, чем рваный камень местной породы.
Плохие результаты замощения казанских улиц камнем местных пород об‘ясняется плохой сортировкой камня при мощении, невыдержанностью камня в смысле просушки, недостаточным изучением его свойств, а также недостаточным техническим надзором.
Для улиц с большим движением предпочтительно употребление булыжника вне зависимости от его стоимости, т. к., само собой разумеется, булыжная мостовая подвержена меньшей амортизации и более долговечна. Что-же касается камня местных пород, то для улиц с малым движением, по испытании его на сопротивляемость, на изнашивание и при надлежащей сортировке, — он безусловно может быть использован.
Лаборатория КИТ'а производила и производит испытания на сопротивляемость камней местных пород, при чем считает, что для окончательного решения пригодности этого камня для мощения улиц нужно также испытание его и на изнашивание.
Лабораторией КИТ'а получены из-за границы машины, при помощи которых становится возможным производить испытания на изнашиваемость камня.
На это следует обратить внимание всем организациям и учреждениям, присылающим камни на исследование в лабораторию КИТа.
Инженер отд. благоустройства ГКХ тов. Голосовкер
В Акинских карьерах есть три сорта камня: синий, коричневый или чугунный и серый. Рядом в Белянинских карьерах есть голубой камень. Есть также пригодный камень в Куркачах. В свое время в устьи Свияги разрабатывался так называемый макарьевский камень.
Все эти породы, за исключением серого акинского камня, могут быть использованы для мощения казанских улиц. В зависимости от грузонапряженности улиц, надо подбирать и сорта камня. Синий—акинский, как наиболее высокосортный и твердый, должен быть использован на важнейших грузовых артериях. Вслед за ним, на менее напряженных по движению улицах, может быть использован голубой белянкинский камень и т. д. и т. д.
При замощении улиц в сезон 29 года будет употребляться камень местных пород, т. к. трудно ориентироваться на привозный камень — ярославский и уральский, вследствие его дороговизны. Уральский камень обходится в 180 руб. куб. саж.; ярославский же — до 200 руб. куб саж., тогда как местный камень стоит франко место работ—75-77 руб.
Плохие результаты замощения улиц местным камнем об’яснялись отсутствием на рынке хороших сортов местного камня, вследствие чего часть мостовых приходилось замащивать местным камнем худших пород. Плохое качество мостовых из местного камня, в известной мере зависело также от плохого выполнения работ по мощению (падение качества продукции мостовщиков, — прижимка камня, навалка и недостаточная утрамбовка). Технический надзор за работами был слаб. В этом году горкомхозом будут приняты меры к улучшению работ по мощению, будет применено трамбование мостовых тяжелыми трамбовками, по примеру Москвы, а в 1930 г. будет приобретен специальный мото-каток.
Неблагополучно обстоит дело с заготовками камня местных пород. Заготовки ведутся артелями крестьян, которые добывают камни первобытным способом. В результате таких заготовок получается большой выход низких пород (серых) и незначительный—крепких (синих).
До тех пор, пока дело заготовок не будет в руках какой либо государственной организации, Казань и близлежащие тракты не будут обеспечены хорошим местным камнем и вынуждены будут частично употреблять низкие сорта его, дающие неблагоприятный результат.
Капитального перемещения улиц, вследствие недостатка кредитов в этом году, не будет. Предполагаемый характер ремонта таков: ремонт будет производиться сплошными картами (участками) и ямочный, местным камнем. В первую очередь будут исправлены дамбы. ГКХ считает, что новая дамба, имея областное значение, должна чиниться за счет средств, выделенных с потонного сбора, о чем ГКХ возбуждено ходатайство перед госпланом. Вопрос о новой дамбе висит в воздухе, т. к. кредитов у ГКХ нет, а областные организации не включают дамбу из соображения, что дамба входит в черту города. Вопрос этот требует немедленного разрешения.
Помимо дамб, будут приведены в порядок улицы: Островского, Тукаевская, Кооперативная, район вокзала, Георгиевская, 2-я Проломная и район Площади Свободы. Но самым боевым вопросом в настоящее время остается заготовка камня местных пород. Заготовщиков в этом году много. Этим создается нездоровая конкурренция, которую надо изжить.
Инженер подотдела благоустройства И. И. Брюно
Камень местной породы акинский пригоден для замощения улиц со слабым движением, при чем, конечно, пригодны лишь лучшие сорта его.
Неудовлетворительные результаты замощения части улиц местным камнем, в особенности ,в последнее время, об’ясняются отсутствием должной сортировки камня (рядом с твердым камнем кладется мягкий—отчего получаются выбоины), недостаточно надежным основанием мостовой (недоброкачественный песок), недостаточным отводом воды и плохим качеством работ по мощению.
Мостовые не столько изнашиваются (стираются), сколько выбиваются (ямы). Одна из главных причин пылеобразования, как на мостовых замощённых местным камнем, так и на булыжных,—это трудность удаления с них пыли при неровной поверхности мостовой.
За мостовыми плохо следят ЖАКТ’ы, домтресты и частники. От ухода за мостовыми ЖАКТ'ы и домтресты часто отмахиваются; к тому-же на большое количество домов в трестах и ЖАКТ'ах имеется по одному дворнику.
Заготовки булыжника в этом году прекращены из-за его дороговизны и малого количества денег, отпущенных на ремонт мостовых (114 тысяч). В нынешнем году мостовые будут моститься камнем местной породы.
Единственной мерой, которая смогла бы улучшать состояние казанских мостовых, явится своевременный отпуск средств в сумме не менее чем 300.000 рублей в год.