АКИ ИЛИ РЫБИНСК? ЧЕМ МЫ БУДЕМ МОСТИТЬ УЛИЦЫ КАЗАНИ

КАЗАНЬ НАДО МОСТИТЬ

Вопрос о мостовых — самый больной вопрос городского хозяйства Казани.

Не секрет ни для кого, что по ряду казанских улиц почти невозможно грузовое и пассажирское движение. Даже такая первоочередной важности грузо­проводящая артерия, как Новая дамба, в прошлом году окончательно выбыла из строя, превратившись в длинную ленту непроходимых выбоин и рытвин.

Автобусное движение, столь обрадо­вавшее в свое время сердца казанцев, сошло на нет с молниеносной быстро­той. Гаражи гортранспорта полны недвижимыми трупами заграничных авто­мобилей, невыдержавших казанской до­рожной действительности.

Есть целые районы города, в которые с трудом пробираются пожарные обозы, давая время распространяться огню.

Транспортные организации, калеча в выбоинах лошадей, ломая оси, замедляя темп работы, — причиняют себе много­тысячные, невозвратимые потери.

Казань надо мостить. В первую оче­редь замостить важнейшие грузопроводящие артерии, пожарные под’езды, дамбы. Замостить как можно скорее и как можно лучше.

Последнее требование особенно важно. Дело в том, что мощение улиц, производившееся нами за последние годы, никуда не годится. Вновь построенная мостовая уже к концу сезона покрывается выбоинами, приобретает старый вид, часто почти не проезжий.

В чем тут дело? Кто виноват в таком безобразном явлении?

Строитель Клейн отвечает, что виной тут только материал, что местный ка­мень для мощения улиц не годится, что средством от всех зол является заго­товка ярославского и рыбинского камня, высокого по качеству и по цене.

С таким же вопросом обратилась ре­дакция к ряду специалистов, ответы которых мы ниже и помещаем.

Дело, как будто, не только в мате­риале, а и в руках. Общий отзыв специалистов: мостить местным камнем можно. Нужно лишь тщательно его сортировать, употребляя более твердый камень для замощения улиц с большим движением. Нужно только повысить ка­чество мостовых работ, обеспечив за ними компетентное наблюдение.

Этого не делалось до сих пор, но эти должно делаться.

Помещая сегодня ряд статей, редак­ция не считает обсуждение вопроса законченным и охотно предоставит место деловым статьям, вносящим новое в поднятый газетой вопрос.

СТРОИТЕЛЬ КЛЕЙН

АКИНСКИЕ ПАТРИОТЫ

Дорожное строительство в Татарии— больной вопрос. Как в городе, так и в кантонах эта отрасль строительства почти беспризорна. Возьмем, для при­мера, мостовые Казани.

Начиная с 1920 года каждый год, мостятся мостовые. Десятки тысяч пудов хлеба, десятки и сотни тысяч рублей отпускались на общественные работы и большая часть этих сумм была истрачена на мостовые города. Мостили каждый год. Но все-таки сейчас ездим по ухабам, ямам, все также от мостовых идет пыль столбом. Где же кроются причины этого зла, где его виновники?

Один из специалистов ГКХ от­крыл Америку: в 1927 году он нашел, что местный камень не уступает по каче­ству рыбинскому булыжнику Сколько ему не внушали, что процент такого камня очень мал — не более 10-12 проц., что этот слой лежит в самом низу и для того, чтобы добыть 100 куб саж. твердого камня, ломщик должен раньше добыть около 900 куб. саж. камня мягкой породы, что он этим вводит в заблуждение госорганы, — он сделал по-своему. Что-же мы видим теперь, когда мостовые замощены этим камнем? Опять ухабы, ямы и пыль.

В «Красной Татарии» (№ 260 от 12-ХI 1927 г.) была помещена статья с гром­ким заголовком: «Необходимо перейти на заготовку местного камня. Это даст десятки тысяч рублей экономии».

В этой статье математически точно было высчитано, какая выгода получится от местного камня. Спраши­вается — где же эта экономия, где выгода? В казне ее не видать, — вероятно, это было кому-то выгодно, но не городу!

В 1923 году, я, пишущий эти строки, был командирован совместно с инжен. Калинкиным и Высочанским в эти са­мые «экономные» местные каменолом­ные карьеры для определения процента годности камня для мостовых города. Лазили мы по всем норам, тщательно исследовали весь район и нашли, что камня кремневого, годного для мощения улиц со средним движением, имеется не более 10-15 проц. и есть, кроме того, 25-30 проц., камня мягкой породы, год­ного для замощения улиц с меньшим движением. Остальные слои камня — весьма мягкой породы и часть их годна только для фундаментов мелких построек, часть - опока, которая совсем не годна. Тогда же соответствующие организации решили использовать местный камень для замощения улиц с наи­меньшим движением, а для таких улиц, как Варламовская, Московская, Посадская и др., где происходит максимум движения — использовать рыбинский булыж­ник.

Я был уполномочен для организации доставки рыбинского камня. Камень этот обошелся франко берег Волги 90 руб. куб. саж., при чем в эту сумму входила стоимость камня по договорам с Волгоразгрузом и кооптовариществом «Смычка» за 1 куб. саж. камня франко баржа место погрузки — 40 руб. и стои­мость фрахта в 50 руб. за куб.

В течение сезона 25 года было до­ставлено до 600 куб. саж. булыжного, твердой породы камня по 90 руб., кото­рый, считая доставку до места работ и расколку его, обошелся в 135 руб.

Казалось-бы, хорошо, — город имел шансы получить надлежащий вид. Но, как видно, это оказалось невыгодным коммунхозовцам. Они стоимость камня догнали до 270 р. за куб. саж.. Конечно, такая цена для города непосильна. И в этот момент выступил «акинский патриот», ввел в заблуждение соответ­ствующие организации и благодаря ему из вновь вымощенных казанских мосто­вых получилась пыль, ухабы да ямы.

Пора бы этому злу положить конец, ибо эти «патриоты» собираются дальше вводить в заблуждение наши советские организации.

Начальник главного управления ГУКХ тов. Казаков

Камень местных пород уступает по крепости булыжнику. Однако, в прежнее время земство и город успешно пользовались синим камнем для моще­ния улиц. Сопротивляемость сжатию синего камня достигает 1816 килограмм на 1 кв. сантим.

В настоящее время найден в 15 вер. от Казани с Матюшине камень, давший прекрасные результаты на сопротивля­емость, почти равную сопротивляемости булыжника, — 2.673 кил. на 1 кв. сантим. ГУКХ предполагает начать его разра­ботку.

Покупка костромского и ярослав­ского булыжника обходится чрезвы­чайно дорого (от 225 до 260 р. за 1 куб. сажен), тогда как стоимость синего камня местных пород не превышает 75 руб. куб. саж. по твердым ценам Наркомторга. Кубическая сажень матюшинского камня будет стоить не дороже 95 руб.

В нынешнем году ГУКХ рассчитывал заготовить 80 тыс. метров камня мест­ных пород, но в виду урезки средств, программу разработки пришлось сни­зить до 20 тыс. куб. метров. В настоя­щее время ГУКХ‘ом разработано около 3.000 куб. метров камня местных пород. За недостатком средств ГУКХ не смо­жет наладить разработку камня в достаточных количествах.

В области заготовок камня местных пород царит произвол и спекуляция. Плохую услугу оказал второй участок НКПС, заключивший с крестьянскими артелями седа Аки договор на по­ставку 150 куб. камня в Киндери по цене 52 р. 50 к. за куб. сажен, при чем в количество поставки войдет 25 проц. камня серого, слабого. Подобный маневр второго дорожного участка НКПС сбил цену, установленную Наркомторгом, т. к. доставка камня по этой цене в Киндери гораздо выгоднее для кре­стьян, чем доставка его в Казань по ценам Наркомторга.

Успешность заготовок камня местных пород будет зависеть в дальнейшем от отпуска достаточных кредитов ГУКХ'у.

М. Г. Ельчанинов, заведующий лабораторией испытаний материалов при КИТ’е

По данным исследований акинского синего камня на сопротивляемость сжа­тию, этот камень должен быть причис­лен к породам высокого качества. Но вопрос о замощении им улиц Казани может быть решен только после испы­тания его на изнашивание (стирание).

При испытании, по сравнению с бу­лыжником костромским или ярославским, он окажется несомненно хуже.

Всякий булыжник естественной фор­мы при одинаковых условиях оказывается более пригодным для мощения, чем рваный камень местной породы.

Плохие результаты замощения казан­ских улиц камнем местных пород об‘яс­няется плохой сортировкой камня при мощении, невыдержанностью камня в смысле просушки, недостаточным изу­чением его свойств, а также недоста­точным техническим надзором.

Для улиц с большим движением пред­почтительно употребление булыжника вне зависимости от его стоимости, т. к., само собой разумеется, булыжная мо­стовая подвержена меньшей аморти­зации и более долговечна. Что-же ка­сается камня местных пород, то для улиц с малым движением, по испытании его на сопротивляемость, на изна­шивание и при надлежащей сортиров­ке, — он безусловно может быть исполь­зован.

Лаборатория КИТ'а производила и производит испытания на сопротивляемость камней местных пород, при чем считает, что для окончательного реше­ния пригодности этого камня для мощения улиц нужно также испытание его и на изнашивание.

Лабораторией КИТ'а получены из-за границы машины, при помощи которых становится возможным производить испытания на изнашиваемость камня.

На это следует обратить внимание всем организациям и учреждениям, присылающим камни на исследование в лабораторию КИТа.

Инженер отд. благоустройства ГКХ тов. Голосовкер

В Акинских карьерах есть три сорта камня: синий, коричневый или чугунный и серый. Рядом в Белянинских карь­ерах есть голубой камень. Есть также пригодный камень в Куркачах. В свое время в устьи Свияги разрабатывался так называемый макарьевский камень.

Все эти породы, за исключением се­рого акинского камня, могут быть использованы для мощения казанских улиц. В зависимости от грузонапряжен­ности улиц, надо подбирать и сорта камня. Синий—акинский, как наиболее высокосортный и твердый, должен быть использован на важнейших грузовых артериях. Вслед за ним, на менее на­пряженных по движению улицах, может быть использован голубой белянкинский камень и т. д. и т. д.

При замощении улиц в сезон 29 года будет употребляться камень местных пород, т. к. трудно ориентироваться на привозный камень — ярославский и уральский, вследствие его дороговизны. Уральский камень обходится в 180 руб. куб. саж.; ярославский же — до 200 руб. куб саж., тогда как местный камень стоит франко место работ—75-77 руб.

Плохие результаты замощения улиц местным камнем об’яснялись отсутствием на рынке хороших сортов мест­ного камня, вследствие чего часть мо­стовых приходилось замащивать мест­ным камнем худших пород. Плохое ка­чество мостовых из местного камня, в известной мере зависело также от плохого выполнения работ по мощению (падение качества продукции мостовщи­ков, — прижимка камня, навалка и недо­статочная утрамбовка). Технический над­зор за работами был слаб. В этом году горкомхозом будут приняты меры к улучшению работ по мощению, будет применено трамбование мостовых тяже­лыми трамбовками, по примеру Москвы, а в 1930 г. будет приобретен специаль­ный мото-каток.

Неблагополучно обстоит дело с заго­товками камня местных пород. Заготовки ведутся артелями крестьян, кото­рые добывают камни первобытным спо­собом. В результате таких заготовок получается большой выход низких пород (серых) и незначительный—крепких (си­них).

До тех пор, пока дело заготовок не будет в руках какой либо государственной организации, Казань и близлежащие тракты не будут обеспечены хорошим местным камнем и вынуждены будут частично употреблять низкие сорта его, дающие неблагоприятный резуль­тат.

Капитального перемещения улиц, вследствие недостатка кредитов в этом году, не будет. Предполагаемый харак­тер ремонта таков: ремонт будет производиться сплошными картами (уча­стками) и ямочный, местным камнем. В первую очередь будут исправлены дамбы. ГКХ считает, что новая дамба, имея областное значение, должна чи­ниться за счет средств, выделенных с потонного сбора, о чем ГКХ возбуж­дено ходатайство перед госпланом. Вопрос о новой дамбе висит в воздухе, т. к. кредитов у ГКХ нет, а областные организации не включают дамбу из со­ображения, что дамба входит в черту города. Вопрос этот требует немедлен­ного разрешения.

Помимо дамб, будут приведены в по­рядок улицы: Островского, Тукаевская, Кооперативная, район вокзала, Геор­гиевская, 2-я Проломная и район Пло­щади Свободы. Но самым боевым вопро­сом в настоящее время остается заго­товка камня местных пород. Заготов­щиков в этом году много. Этим созда­ется нездоровая конкурренция, которую надо изжить.

Инженер подотдела благоустройства И. И. Брюно

Камень местной породы акинский пригоден для замощения улиц со слабым движением, при чем, конечно, при­годны лишь лучшие сорта его.

Неудовлетворительные результаты замощения части улиц местным камнем, в особенности ,в последнее время, об’ясняются отсутствием должной сор­тировки камня (рядом с твердым кам­нем кладется мягкий—отчего получа­ются выбоины), недостаточно надежным основанием мостовой (недоброкаче­ственный песок), недостаточным отводом воды и плохим качеством работ по мо­щению.

Мостовые не столько изнашиваются (стираются), сколько выбиваются (ямы). Одна из главных причин пылеобразования, как на мостовых замощённых местным камнем, так и на булыж­ных,—это трудность удаления с них пыли при неровной поверхности мостовой.

За мостовыми плохо следят ЖАКТ’ы, домтресты и частники. От ухода за мо­стовыми ЖАКТ'ы и домтресты часто отмахиваются; к тому-же на большое количество домов в трестах и ЖАКТ'ах имеется по одному дворнику.

Заготовки булыжника в этом году прекращены из-за его дороговизны и малого количества денег, отпущенных на ремонт мостовых (114 тысяч). В ны­нешнем году мостовые будут моститься камнем местной породы.

Единственной мерой, которая смогла бы улучшать состояние казанских мо­стовых, явится своевременный отпуск средств в сумме не менее чем 300.000 рублей в год.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости