Одним из основных средств для поднятия урожайности является посев сортовым зерном. Расширением сортовых посевов ведает у нас отдел семеноводства ТНКЗема. Самое размножение сортовых зерновых культур ведется по линии крестьянских семрассадников, совхозов и колхозов. Как первые, так и последние довольно удовлетворительно выполнили возложенную на них задачу. Крестьянские семрассадники выполнили задание на 88 процентов. Колхозы тоже более или менее прилично выполнили свои обязательства. Что же касается совхозов, то здесь мы сталкиваемся с совершенно не понятной медлительностью. По плану совхозы должны сдать 1200 центнеров пшеницы, а сдали не более 13 процентов этого количества. Овса должны были сдать 2500 центнеров, но ничего не сдали, гороху - сдали 67 процентов задания. Крестьянские рассадники выполнили задание по пшенице на 111 процентов, заготовив вместо 2000 центнеров 2227, гороху заготовлено 140 процентов задания, овса 66 процентов. Недозаготовка овса об’ясняется его неурожаем.
Хватит ли у нас запасов сортовых семян на предстоящую весеннюю кампанию? Наркомзем испрашивает из центра 2000 центнеров пшеницы, 3000 центнеров овса, 800 центнеров ячменя, 1000 центнеров гороха и 500 центнеров чечевицы. Центр обещает отпустить пшеницы 2000 центнеров, овса 2500 центн., ячменя 800 центнеров, 1663 центн, гороха; чечевица из центра не будет отпущена.
Конечно, этого количества не хватит для того, чтобы полностью обслужить наши потребности, поэтому надо особенно тщательно проверить наши внутренние семенные запасы.
Для планирования семснабжения очень важно иметь такую основу, как заявки крестьянского населения. О том, как идет дело с этими заявками мы имеем сведения по Кайбицкому району. В нынешнеем году этот район сильно пострадал от ржавчины на овсе. Согласно данным статистики, по размерам посевной площади, высчитали что семян овса потребуется около 10.000 пудов. В сентябре по району была проведена кампания по выяснению нуждаемости населения в семенах овса, оказались заявки всего на 3.000 пудов, т. е. население полных заявок не дает.
В чем дело?
— Да весны ждем. Что весна покажет, - говорят крестьяне. — Хлеб на обсеменение припасен, да вот не знаем, не выпадет ли весной снег, как в прошлом году, и не придется ли скотину с подножного корма переводить опять на домашний.
Для того, чтобы двигать дело сортового семеноводства, надо придать известную заинтересованность в нем крестьянину-посевщику. К сожалению, в этой части мы сталкиваемся с вопиющими фактами.
Так, в Кайбицком районе из колхозов «Новая жизнь» и «Просвет» выкачали все сортовые семена. Говорили:
— Дадим рядовые семена в обмен!
Но время шло. Хлеб не давали. Положение стало критическим. С октября колхозы стали голодать. Напрасны были поездки в Казань завземотделом—районного агронома (ездил 2 раза), Положение оставалось без перемен. Все только «обещали». Чтобы выйти из положения, райисполком на свой риск задержал 100 пудов заготовленного хлеба НКТорга и 100 пудов из гарнцевого сбора. Всего этого хватит только до 3 февраля. А далее?..
Далее... перспективы туманны. Колхозники хранят в своих амбарах 642 пуда сортового гороху, сданного организациям, и грозятся:
— Если не дадите хлеба, придется продавать горох!
Случаи, когда селения, сдавая сортовые семена, не получают взамен рядовых, не единичны. Это наблюдалось и в прошлом году. Это повторяется и в нынешнем году. Очевидно, на ошибках мы плохо учимся!..
А ошибки иногда бьют по нашим планам, по нашим перспективам. Почему, например, в Кайбицком районе плохо идет сбор авансов на с.-х. машины?
Кушманское кредитное товарищество, собрав в прошлом году деньги на покупку машин, не дополучило машин на 937 рублей. Теперь, когда в район являются агитаторы, им говорят:
— Сначала привезите машины за старые авансы, а потом мы будем думать о новых.
— Это, говорят, Селькредсоюз виноват, а теперь его нету. Теперь есть Снабсоюз, который за грехи Селькредсоюза не ответчик!
Семейной вопрос тесно переплетается с многопольем. Кампания по переходу на многополье проводится агрономами довольно настойчиво и находит отклик в крестьянстве.
— Мы не против! Отчего же! Давайте только нам семена трав и корнеплодов.
Но тут-то мы наталкиваемся на факты, которые должны несколько обеспечить наши планирующие организации. Так, Кайбицкий район получает 17.000 пудов вики, а требуется 35.000 пудов…
— Так как же, товарищи, с многопольем? Без семян трав и корнеплодов какое же многополье? — пристают крестьяне, - Ведь, говорили...
Поехали, как водится в Казань. В Снабсоюз...
— Нельзя-ли, товарищи, вики нам прибавить?
— Давайте требование. Обещать не обещаем, но, возможно, что нибудь и прибавим...
Все вышеизложенное говорит нам о том, что на многих участках семенная кампания проводится без точного учета потребностей. В некоторых районах просто еще «подсчитывают итоги», ждут, когда «все вики представят», в время идет. Солнце все выше забирается на небосклон и смеется над нерадивыми и медлителями...
Поволжанин.