ИЗ ДОКЛАДА ТОВ. ИСМАЕВА НА ОБЩЕГОРОДСКОМ СОБРАНИИ ПАРТАКТИВА
— Задачи партийной организации в хлебозаготовительной кампании, — на эту тему тов. Исмаев сделал доклад на общегородском партактиве в пятницу, 1 февраля.
— Мы имеем громадные достижения в области хозяйственного и социально-культурного строительства. Однако, испытываем и трудности. К числу этих трудностей относятся заминки в хлебозаготовках и хлебоснабжении. Вопросы хлебозаготовительной кампаний в последнее время занимали центральное внимание нашей партии, и сейчас они не потеряли своей остроты.
Острота положения заключается в том, что валовой сбор хлебов за последние два года не имел роста. Если в 26 году валовой сбор всех зерновых культур выражался в 77,8 милл, тонн, то в 28 г. валовой сбор дал только 74,4 милл. тонн. Одной из главных причин падения валового сбора является засуха и гибель озимых в самых хлебных районах (Украина и Кавказ). Хлебозаготовительный план составлен с большим напряжением.
Если добавить к этому, что в нынешнем году мы имеем географическое изменение урожайности, изменение удельного веса в составе хлебов в невыгодную для нас сторону, то положение будет выглядеть еще более острым.
Заготовка хлебов в этом году, по сравнению с прошлым годом, идет как будто бы лучше, но зато неблагополучно обстоит дело с заготовкой продовольственных культур — ржи и пшеницы. Данные по месяцам говорят о снижения темпа хлебозаготовок.
Заготовки с июля из месяца в месяц повышались и выросли с 5 до 100 миллионов в сентябре. Октябрь был рекордным месяцем, он дал 133 миллиона пудов. Ноябрь же дал меньше, а декабрь всего лишь 65 миллионов. В январе также замечается тенденция к снижению хлебозаготовок. Вот почему в последнее время партия особенно занимается вопросами хлебозаготовительной кампании. Не выполнить план нельзя. Ибо невыполнение плана влечет за собой осложнения в финансовом хозяйстве, реальности заработной платы и т. д. Вот почему партия ставит категорическое условие — не допускать снижения хлебозаготовок, мобилизовать все внимание и все силы партии на этот участок работы.
Как обстоит дело с хлебозаготовками у нас в Татарии?
По плану мы должны заготовить в этом году 15 мил. пудов. На 1-е января заготовлено лишь 47,7 проц. годового плана. По отдельным кантонам картина следующая. Первое место занимает Кайбицкий район, второе — Мамадышский, третье— Челнинский, и четвертое Бугульминский кантоны. Никуда не годится работа в Арском кантоне, где заготовлено всего 15 проц. годового плана, и слабо в Спасском—25 проц.
По размерам заготовленного хлеба на первом месте стоят: Чистопольский кантон, давший до 2 милл. пудов, Челнинский и Бугульминский, давшие по 1,5 мил. пудов. Заготовка по месяцам у нас шла так: в июле было заготовлено 80 тысяч пудов в августе 213 тысяч, в сентябре — 1.600.000, в октябре—3.300.000, а последующие месяцы дают снижение — в ноябре 800 тыс., в декабре около миллиона и пять пятидневок января дают 782 тыс. пудов. Характерны январские заготовки: в первой пятидневке заготовлено 258 тыс. пудов, в пятой пятидневке—119 тыс. пудов. Таким образом, из пятидневки в пятидневку мы имеем резкое снижение хлебозаготовок.
В связи с этим перед нашими организациями стоит задача проверить, что сделано для усиления темпа хлебозаготовок, какие имеются недочеты, что не сделано и что еще можно сделать.
На февраль месяц мы имеем 2-миллионный наряд заготовок. Этот наряд мы должны выполнить. Трудность заключается в том, что хлеба у маломощного середняка и бедняка нет: они сдали хлеб. Хлеб находится в руках кулачества и зажиточной части деревни. Излишки хлеба теперь приходится вызывать.
С платежными повинностями в этом году дело обстоит благополучно. Сельхозналога собрано более 100 просц., страховых платежей 80 проц., с другими видами платежей больших отступлений от плана нет. Таким образом, денежные обязательства деревней в значительной степени выполнены.
Что же нужно сделать для из’ятия хлебов? Могут быть три выхода к повышению хлебозаготовок. Первый — повышение цен, — это самая легкая мера. Но повышение цен сейчас совершенно невозможно, во-первых, потому, что цены на продукты сельского хозяйства и на продукты промышленности находятся в таком соотношении, какое можно считать нормальным. Во-вторых, потому, что это мероприятие, кроме осложнения финансового свойства, ничего реального не даст. Поэтому вопрос о повышении цен не может быть поставлен. Второй — чрезвычайные меры. Ноябрьский пленум ЦК считает огромным принципиально политическим достижением, что мы сумеем с достаточной быстротой перейти от чрезвычайных мер к нормальному методу заготовок. Поэтому чрезвычайные меры допущены быть не могут. Третий, наиболее приемлемый и правильный путь это общественное воздействие на держателей хлеба. Мобилизация бедноты, мобилизация кооперативных и общественных организаций, бойкот кулака - вот что заставит зажиточного и кулака сдавать хлеб. Наряду с этим нужно повести решительную борьбу со спекуляцией и мошенничеством, дезорганизующими рынок.
Что мы имеем сейчас на местах? После отмены чрезвычайных мер кантонные, волостные и сельские организации стали относиться к хлебозаготовительной кампании, как к второстепенной задаче, где вмешательства партии не требуется. На местах и сейчас наблюдается недопустимо халатное отношение к вопросу хлебозаготовок. В волостях и селах есть факты, которые подлежат разбирательству судебных и партийно-контрольных организаций. Один из буинских товарищей пишет: „В Буинске организации охвачены пессимизмом и заготовок не ведут. Ждут помощи из кантонов и Казани. Работа идет тогда, когда присутствует какой-нибудь представитель центра. Как только он уедет из волости работа приостанавливается. А вот другой пример: В Муслюмкинской волости, Чистопольского кантона, руководство хлебозаготовками возложено на члена партии, который все время сидит дома и никакого участия в заготовках не принимает.
Таких примеров имеется громадное количество. Это — об отношении к хлебозаготовкам со стороны наших собственных организаций. О кулаках и говорить нечего. Они совместно с духовенством развертывают бешеную работу по срыву хлебозаготовительной кампании. В Спасском кантоне кулаки избили вожатого красного обоза.
Надо поставить кулачество в такие условия, чтобы оно не могло использовывать наши трудности, чтобы оно не могло вредить нам.
Мероприятия Областного Комитета партии направлены к усилению заготовок. Областной Комитет предложил местам использовать кампанию перевыборов советов с целью максимального содействия хлебозаготовкам. Предложено привлечь бедноту к участию в хлебозаготовках, путем постановки на бедняцких собраниях вопросов хлебозаготовок, путем оживления работы групп бедноты. ОК предложил мобилизовать партийную и советскую общественность на борьбу со спекуляцией. ОК дал директивы о запрещении сельсоветам выдавать удостоверения о нуждаемости в хлебе.
Все эти мероприятия должны проводиться с таким расчетом, чтобы не нарушать права хдебопроизводителя-крестьянина свободно продавать хлеб, не нарушать оборотов хлебного рынка.
Областной Комитет мобилизовал и послал на места два десятка ответственных работников. На-днях выезжают на места члены Бюро Обкома.
Наряду с необходимостью усиления хлебозаготовок, надо поставить перед собой задачу экономий в расходовании хлеба. Вопрос этот стоит не только в масштабе ТР, но и в масштабе всего Союза. Тем не менее наблюдаются явления несерьезного отношения к расходованию хлеба. Хлеб в деревнях часто расходуется на прокормление скота. Много хлеба с городского рынка крестьяне увозят в деревню. Все это ухудшает положение и ставит перед нами задачу, соблюдать строжайшую экономию в расходовании хлеба. Необходимость экономии хлеба и обеспечения им только трудящегося населения, возможно, приведет нас к разработке особых мер снабжения хлебом.
В конечном итоге наши задачи сводятся к следующему: максимальное напряжение в заготовках, максимальная экономна в расходовании хлеба.