Итоги графики за 10 лет, продемонстрировавшие на юбилейных Октябрьских выставках Москвы и Ленинграда свои достижения, показали нам не только образцы наших знаменитостей, но дали возможность проследить мастерство и тех, кто только что стал выделяться и обращать на себя внимание своими работами. В числе таких выдвиженцев не трудно было заметить работы Адриана Каплуна, выставившего на Ленинградской выставке графического искусства литографии, посвященные Кавказу и Крыму, на Всесоюзной, Московской полиграфической выставившего ряд гравюр на дереве и в музее изящных искусств в Москве, на выставке „Гравюра СССР за 10 лет", давшего несколько образцов своих ксилографий.
Имя этого мастера, можно с уверенностью сказать, не всем хорошо известно, так как даже в анналах наших почтенных искусствоведов, давших исчерпывающую характеристику графики за революционный период, Адриан Каплун фигурирует только в труде Э. Голлербаха „История гравюры", где ему скромно уделены две строки текста и приложена одна его линогравюра изображающая уголок провинции.
Но мы думаем, что тем более будет интересней познакомиться с этим новым мастером, только что премированным почетным отзывом на выставке графического искусства за X лет в Ленинграде.
А. В. Каплун родился в 1887 году в г. Перми. Художественное образование он получил в школе технического рисования Штиглица в Ленинграде, где он работал в мастерских профессоров Н.Панова и В.В. Матэ. Время с 1913 по 1915г. он провел за границей: в Германии, Франции и Италии. В 1913 и 1914 годах он работал по продольной деревянной гравюре у профессора Бухерера в Мюнхене, а в 1915 году занимался в Парижской Академии. Такая солидная подготовка, конечно, послужила прекрасной основой для дальнейшего совершенствования мастера и мы уверены, что за этот многолетний период в папках А. Каплуна, вероятно, накопилось не мало интересных образцов графики, которые, к сожалению, автором, по своей скромности, не публикуются.
В 1924, 1925 и 1926 годах А. В. Каплуну пришлось совершить путешествие, пройдя пешком весь Крым и Кавказ, где он зарисовал до 500 набросков с этих мест. Этот интересный туристический опыт, конечно, художнику дал огромнейший графический материал. И вот, как некоторый результат зарисовок А. В. Каплуна, издан альбом большого формата, посвященный
Грузии, в котором помещено 10 литографий.
Большинство литографий иллюстрируют Старый Тифлис, столицу Грузии. Здесь мы видим и общий вид города, и отдельные старинные кварталы, и интимные переулочки, еще сохранившие до сих пор свой национальный облик. Имеются в альбоме литографии, посвященные Ахцуру— небольшому селению, расположенному на берегу р. Куры и знаменитому некогда, во времена турецкого владычества, своей крепостью.
В настоящее время от этой крепости остались только одни руины, которые удачно использовал А. В. Каплун для своей зарисовки. Также не менее интересны памятники старины г. Ахалцых, которым художник уделил три литографии. Город Ахалцых, в переводе на грузинский язык „Ахал-Цихе“, обозначает „Новая крепость". Расположен он на одном из левых притоков Куры, к живописной обстановке города, как раз, и относятся остатки крепости. В альбоме также имеется одна литография, изображающая селение „Млеты", вдохновившее художника внешностью своих башен.
В общем этот альбом дает любопытный экскурс в характерные старинные уголки Грузии и может быть реко- мендован не только любителям графики, но и всем интересующимся достопримечательностями Кавказа.
П. Дульский