ГРУЗИЯ

Итоги графики за 10 лет, продемон­стрировавшие на юбилейных Октябрьских выставках Москвы и Ленинграда свои достижения, показали нам не только об­разцы наших знаменитостей, но дали возможность проследить мастерство и тех, кто только что стал выделяться и обращать на себя внимание своими ра­ботами. В числе таких выдвиженцев не трудно было заметить работы Адриана Каплуна, выставившего на Ленинград­ской выставке графического искусства литографии, посвященные Кавказу и Крыму, на Всесоюзной, Московской полиграфической выставившего ряд гравюр на дереве и в музее изящных искусств в Москве, на выставке „Гравюра СССР за 10 лет", дав­шего несколько образцов сво­их ксилографий.

Имя этого мастера, можно с уверенностью сказать, не всем хорошо известно, так как даже в анналах наших почтенных искусствоведов, давших исчерпывающую ха­рактеристику графики за революционный период, Адриан Каплун фигурирует только в труде Э. Голлербаха „История гравюры", где ему скромно уделены две строки текста и приложена одна его линогравюра изображающая уголок провинции.

Но мы думаем, что тем более будет интересней поз­накомиться с этим новым мастером, только что преми­рованным почетным отзывом на выставке графического искусства за X лет в Ленинграде.

А. В. Каплун родился в 1887 году в г. Перми. Художест­венное образование он полу­чил в школе технического рисования Штиглица в Ленинграде, где он работал в мастерских профессоров Н.Панова и В.В. Матэ. Время с 1913 по 1915г. он провел за границей: в Германии, Франции и Ита­лии. В 1913 и 1914 годах он работал по продольной деревянной гравюре у про­фессора Бухерера в Мюнхене, а в 1915 году занимался в Парижской Академии. Такая солидная подготовка, конечно, по­служила прекрасной основой для даль­нейшего совершенствования мастера и мы уверены, что за этот многолетний период в папках А. Каплуна, вероятно, накопилось не мало интересных образ­цов графики, которые, к сожалению, ав­тором, по своей скромности, не публи­куются.

В 1924, 1925 и 1926 годах А. В. Каплуну пришлось совершить путешествие, пройдя пешком весь Крым и Кавказ, где он зари­совал до 500 набросков с этих мест. Этот ин­тересный туристический опыт, конечно, художнику дал огромнейший графический материал. И вот, как некоторый резуль­тат зарисовок А. В. Каплуна, издан аль­бом большого формата, посвященный

Грузии, в котором помещено 10 лито­графий.

Большинство лито­графий иллюстриру­ют Старый Тифлис, столицу Грузии. Здесь мы видим и общий вид города, и отдель­ные старинные квар­талы, и интимные переулочки, еще со­хранившие до сих пор свой национальный облик. Имеются в альбоме литографии, посвященные Ахцуру— небольшому селению, расположенному на берегу р. Куры и знаменитому не­когда, во времена турецкого владычества, своей крепостью.

В настоящее время от этой крепости остались только одни руины, которые удачно ис­пользовал А. В. Каплун для своей зарисовки. Также не менее интересны памятники старины г. Ахалцых, которым художник уделил три литогра­фии. Город Ахалцых, в пере­воде на грузинский язык „Ахал-Цихе“, обозначает „Новая крепость". Расположен он на одном из левых притоков Куры, к живописной обста­новке города, как раз, и относятся остатки крепости. В альбоме также имеется одна литография, изображаю­щая селение „Млеты", вдох­новившее художника внеш­ностью своих башен.

В общем этот альбом дает любопытный экскурс в харак­терные старинные уголки Грузии и может быть реко- мендован не только любителям графики, но и всем интересующимся достопри­мечательностями Кавказа.

П. Дульский

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости