(ПИСЬМО ИЗ ЧИСТОПОЛЯ)
Чистополь можно смело назвать городом радиомании. Невидимые струи радиоэфира обволакивают город, приникший в сугробах к левому берегу Камы.
Вечерами город опускается, на дно той особенной зимней тишины, которую некогда родил провинциальный обыватель. Тогда по проводам антенн журчат радиозвуки. Громкоговорители в столовой горпо, в столовой инвалидов, в доме крестьянина, в «номерах» и в клубах. Наушники в домах, сонно опустивших веки ставень и занавесок
Город слушает, но сам молчит. Будто нет в нем собственной жизни. Будто нет в нем заводов, нет затона, где люди бьются за пятилетку, где люди выполняют промфинплан и где до-зарезу нужна культура. Правда, вечерами, если идти от Камы вверх по улице Карла Маркса, можно набрести на два огонька.
Кино. В фойе, на столах, где должны быть газеты, возлежат в безмолвной дремоте девятилетние карапузы в ожидании 3-го сеанса. В фойе, изо-дня в день, по установившейся традиции, хулиганствующая молодежь ломает стулья и «развлекается» боксом.
Театр. Коллектив современной художественной драмы. Боевой участок культурной революции. В репертуаре есть современные вещи, но ориентация на «Флавию Тессини», «Висилису Мелентьевну» («Обыватель любит. Знаете, интересы кассы»).
**
Неоспоримое достижение Чистополя — всеобщее обязательное обучение. Есть, шероховатости, есть еще неполадки в деталях, но в основном задача разрешена, Охвачено всеобучем 95,5 проц. всех детей школьного возраста (данные на 10 декабря 1930 года).
Намного слабее дело с ликбезом среди взрослых. Неудовлетворительна посещаемость, нет точного учета, нет фактического охвата трудящегося населения города сетью ликпунктов.
Но где сказано, что всеобщим обучением и ликбезом ограничивается весь сектор борьбы за культурную революцию? Мы уже выросли из кафтана, сшитого по выкройке: «Аз да буки — все наши науки». В Чистополе по-старинке
продолжают шить этот кафтан.
* *
В клубе водников было полно народу. Преимущественно молодежь.
«Это потому, что сегодня кино», —мрачно объяснил заведующий клубом.
- А как в другие дни?
- Да вот так! Приходят, слушают радио, физкультурой занимаются, в зале всякие собрания проходят... Но мы только начинаем работу. Вот трехмесячный план, в нем намечено, что мы проведем. Вот смотрите.
Через, несколько минут зав. клубом согласился, что, если взять план, зачеркнуть дату «1931 год» и написать «1929 год», «1924 год», — ничего не изменится. План вне времени, вне политической борьбы, вне производства.
...«Организовать кружки: драматический, музыкальный, хоровой»...
...«Семейные вечера».
...«Физкультура».
А как же производство? Как же политическое воспитание масс? Как третий год пятилетки???
Чистопольский затон расширяется из года в год. В этом году на строительство в затоне предполагалось вложить до миллиона рублей. В затоне зимуют суда. Идет ремонт. Ему сопутствуют неполадки. Но клуб ничего не видит, ничего не отражает.
За два дня до окончания особого ударного квартала и наступления третьего года пятилетки в клубе не было написано, не было произнесено ни одного слова об итогах двух лет и о перспективах третьего, решающего года.
Клуб стоит в затоне, у самой воды, где зимуют в ремонте суда, но он лицом к производству не повернулся.
Ходили по клубным комнатам.
В библиотеке не было каталога, не было рекомендательного списка книг. Два человека стояли у книжных шкафов и сосредоточенно рылись в них.
- А это что? — спросил я, указывая на солидные пачки книг, перехваченные веревками и занимающие треть комнаты.
- Это передвижки. С самой осени из одного угла в другой передвигают.
На прощанье я заметил заведующему, что в клубе нет ни одного лозунга на татарском языке.
- А ведь верно! - удивленно согласился он, обведя взглядом стены: вот чертовщина-то!..
* *
В Межсоюзном доме культуры пустынно.
Над сценой висят преспокойно лозунги, посвященные ХIII годовщине Октября. Ни одного лозунга на татарском языке.
В Чистополе — 3874 члена профсоюза, из них 1300 членов производственных союзов. В Чистополе— пять клубов, застывших в спячке; в цехах культработа не развернута.
В Чистопольском районе охват ликбезом неграмотных доведен только до 64 проц, плана, а по яналифу работа вовсе не развернута.
В Каргалях, в центре участка действия МТС, в избе-читальне из 1484 книг — только две, касающиеся вопросов коллективизации. Их избач на свои деньги купил.
**
Словом, грустная картина. . ведь всего этого не было бы, если бы был призван к жизни районный совет культурного строительства который, подняв на принципиальную высоту вопросы культурной революции, возьмется, на основе единого культурного плана, за руководство культурно-политической работой по городу и району, если б в Чистополе, наконец, усвоили, что пренебрежение вопросами культурной революции — одно из худших проявлений оппортунизма на практике.
Юниус.