АЗ ДА БУКИ

(ПИСЬМО ИЗ ЧИСТОПОЛЯ)

Чистополь можно смело назвать городом радиомании. Невидимые струи радиоэфира обволакивают го­род, приникший в сугробах к ле­вому берегу Камы.

Вечерами город опускается, на дно той особенной зимней тишины, ко­торую некогда родил провинциаль­ный обыватель. Тогда по проводам антенн журчат радиозвуки. Гром­коговорители в столовой горпо, в столовой инвалидов, в доме кресть­янина, в «номерах» и в клубах. На­ушники в домах, сонно опустивших веки ставень и занавесок

Город слушает, но сам молчит. Будто нет в нем собственной жиз­ни. Будто нет в нем заводов, нет затона, где люди бьются за пяти­летку, где люди выполняют пром­финплан и где до-зарезу нужна культура. Правда, вечерами, если идти от Камы вверх по улице Кар­ла Маркса, можно набрести на два огонька.

Кино. В фойе, на столах, где должны быть газеты, возлежат в безмолвной дремоте девятилетние карапузы в ожидании 3-го сеанса. В фойе, изо-дня в день, по уста­новившейся традиции, хулиганст­вующая молодежь ломает стулья и «развлекается» боксом.

Театр. Коллектив современной художественной драмы. Боевой уча­сток культурной революции. В ре­пертуаре есть современные вещи, но ориентация на «Флавию Тессини», «Висилису Мелентьевну» («Обыватель любит. Знаете, интере­сы кассы»).

**

Неоспоримое достижение Чисто­поля — всеобщее обязательное обу­чение. Есть, шероховатости, есть еще неполадки в деталях, но в ос­новном задача разрешена, Охваче­но всеобучем 95,5 проц. всех детей школьного возраста (данные на 10 декабря 1930 года).

Намного слабее дело с ликбезом среди взрослых. Неудовлетворительна посещаемость, нет точного учета, нет фактического охвата трудящегося населения города сетью ликпунктов.

Но где сказано, что всеобщим обучением и ликбезом ограничи­вается весь сектор борьбы за куль­турную революцию? Мы уже вы­росли из кафтана, сшитого по вы­кройке: «Аз да буки — все наши науки». В Чистополе по-старинке

продолжают шить этот кафтан.

* *

В клубе водников было полно на­роду. Преимущественно молодежь.

«Это потому, что сегодня кино», —мрачно объяснил заведующий клубом.

- А как в другие дни?

- Да вот так! Приходят, слушают радио, физкультурой занимаются, в зале всякие собрания проходят... Но мы только начинаем работу. Вот трехмесячный план, в нем на­мечено, что мы проведем. Вот смотрите.

Через, несколько минут зав. клу­бом согласился, что, если взять план, зачеркнуть дату «1931 год» и написать «1929 год», «1924 год», — ничего не изменится. План вне вре­мени, вне политической борьбы, вне производства.

...«Организовать кружки: драма­тический, музыкальный, хоровой»...

...«Семейные вечера».

...«Физкультура».

А как же производство? Как же политическое воспитание масс? Как третий год пятилетки???

Чистопольский затон расширяется из года в год. В этом году на стро­ительство в затоне предполагалось вложить до миллиона рублей. В затоне зимуют суда. Идет ремонт. Ему сопутствуют неполадки. Но клуб ничего не видит, ничего не отражает.

За два дня до окончания особо­го ударного квартала и наступления третьего года пятилетки в клубе не было написано, не было произне­сено ни одного слова об итогах двух лет и о перспективах третьего, решающего года.

Клуб стоит в затоне, у самой во­ды, где зимуют в ремонте суда, но он лицом к производству не повер­нулся.

Ходили по клубным комнатам.

В библиотеке не было каталога, не было рекомендательного списка книг. Два человека стояли у книж­ных шкафов и сосредоточенно ры­лись в них.

- А это что? — спросил я, ука­зывая на солидные пачки книг, пе­рехваченные веревками и занимаю­щие треть комнаты.

- Это передвижки. С самой осе­ни из одного угла в другой пере­двигают.

На прощанье я заметил заведую­щему, что в клубе нет ни одного лозунга на татарском языке.

- А ведь верно! - удивленно согласился он, обведя взглядом сте­ны: вот чертовщина-то!..

* *

В Межсоюзном доме культуры пустынно.

Над сценой висят преспокойно лозунги, посвященные ХIII годов­щине Октября. Ни одного лозунга на татарском языке.

В Чистополе — 3874 члена проф­союза, из них 1300 членов произ­водственных союзов. В Чистополе— пять клубов, застывших в спячке; в цехах культработа не развернута.

В Чистопольском районе охват ликбезом неграмотных доведен только до 64 проц, плана, а по яна­лифу работа вовсе не разверну­та.

В Каргалях, в центре участка действия МТС, в избе-читальне из 1484 книг — только две, касающие­ся вопросов коллективизации. Их избач на свои деньги купил.

**

Словом, грустная картина. . ведь всего этого не было бы, если бы был призван к жизни районный совет культурного строительства кото­рый, подняв на принципиальную высоту вопросы культурной рево­люции, возьмется, на основе едино­го культурного плана, за руковод­ство культурно-политической рабо­той по городу и району, если б в Чистополе, наконец, усвоили, что пренебрежение вопросами куль­турной революции — одно из худ­ших проявлений оппортунизма на практике.

Юниус.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости