Было страшно неудобно за докладчиков. Люди старались не смотреть друг на друга. Чувствовалась натянутость.
Слово получил представитель кресткомов. Он прочистил горло кашлем и, явно волнуясь, „доложил”:
- После районирования связь с местами потерялась. О месячнике не могу сообщить ничего. Сведений о яналифе не имею. Если будут вопросы...
Вопросов не было
Товарищ из Наркомфина отрапортовал:
- Материалов не имею. Сообщить ничего не могу. Не в курсе дела!
Животноводсоюз избрал метод контратаки:
- У нас низовки нет. Массы нет. Дело имеем только с специалистами. Не с кем вести работу по яналифу, культпоходу и всеобучу. Мы же только заготовляем.
- А ваше участие во всеобуче?
- Ах, да! Я забыла. По 100 рублей внесло несколько районов.
Культурник Коопинсоюза оказался более сведущим человеком. Он знает общую цифру объединенных по Казани инвалидов. А сколько их по всей Татарии? Каков их национальный состав? Сколько неграмотных, какое количество должно быть охвачено по плану ликбезом и яналифом? Сколько фактически охвачено? Какова посещаемость?
Кустарная промышленность издавна является основным занятием татарского населения целого ряда районов. Кустарей, объ- единенных Кустпромсоюзом, насчитывается десятки тысяч. Кустари вообще, кустари-татары в особенности—наиболее отсталые. Между тем кустари одна из баз пополнения наших предприятий рабочей силой, и, стало быть, культурное обслуживание их имеет большое политическое значение.
Но, увы, представитель Кустпромсоюза также на упрямые вопросы ответы давал весьма не прямые.
Почти ничего. Цифр неграмотных, охвата, посещаемости, количества культармейцев он не знает.
Об`единенное заседание госкомитета яналифа, штаба культпохода и комитете всеобуча, на которые были вызваны все заинтересованные организации, фактически было сорвано неявкой подавляющего большинства. Такие организации, как Татсоюз, Колхозсоюз, союз сельхозрабочих, Обком комсомола, Татпрофсовет, Шефобщество, Наркомздрав, от деятельности которых в значительной степени зависит культпоход, не прислали своих представителей. Доклады же явившихся были лишней иллюстрацией того, как можно проваливать важнейшие дела бюрократическим безразличием.
С.Т.