16 января в Женеве под председательством Бриана отрывается первая сессии так называемого пан-европейского комитета. Этот комитет должен играть роль, как выражался Бриан в своем первом проекте, — «соединенных штатов Европы».
План Бриана, направленный не только против СССР, но и против САСШ, Великобритании, Италии и Германии, естественно, должен был вызвать сопротивление внутри-империалистического лагеря. Это сопротивление было зафиксировано, во-первых, в ответах соответствующих правительств на меморандуме Бриана, а, во-вторых, в выступлениях на первой учредительной пан- европейской «конференции в сентябре 1930 года. Конференция, как известно, Пан-Европы не родила. Она ограничилась учреждением под председательством Бриана специального «европейского комитета для дальнейшего изучения вопроса». Это решение весьма многими было воспринято как полное поражение Бриана и победа его противников.
Такой вывод было бы не только поспешным, но и неправильным, способным дать неверное представление о действительном соотношении борющихся сил внутри империалистического лагеря. О провале плана Бриана можно было бы говорить лишь в том случае, если поверить хотя бы на минутку, что «миротворец» из французского министерства иностранных дел действительно собирался, или собирается создать соединенные штаты Европы. Прожженный буржуазный политик, прошедший огонь, воду и медные трубы, Бриан не настолько наивен, чтобы думать о возможности образования европейской федерации в условиях капиталистического строя и его неизбежных и все обостряющихся противоречий. Лозунг соединенных штатов Европы нужен ему в качестве пацифистского соуса для нового блюда французской империалистической кухни. Этот лозунг предназначен для мелкобуржуазной массы, которая должна оказывать пацифистскую поддержку и прикрытие заправилам французской биржи и генерального штаба.
Тактика пан-европейской политики Бриана заключается в создании новой организации, в которой Франция совместно со своими вассалами играла бы руководящую роль. В этом смысле постановление об учреждений «европейского комитета» представляет собой известную победу дипломатии Бриана. Создана организация из 27 министров иностранных дел под председательством мининдела Франции, организация, в которой французскому военно-политическому блоку принадлежит весьма крупная, если не решающая, роль. Никто из противников бриановского проекта не оказался в состоянии помешать созданию «европейского комитета».
Внутренняя слабость лейбористского правительства, развитие общего кризиса капитализма, особенно жестоко поразившего народное хозяйство Англии, провал имперской конференций, равно как и крах конференции круглого стола,—всё эти причины вынудили кабинет Макдональда — Гендерсона уступить руководящую роль в европейских делах французской дипломатии. Сопротивление Германии пан-европейскому проекту Бриана было с самого начала наиболее слабым. Несмотря на исход выборов 14 сентября и связанную с этим внешнюю активизацию германской политики, руководящие группы германского капитала не могут и не хотят отказаться от надежд получить свою долю в случае возможного франко-германского соглашения. Пожалуй, наиболее резкое сопротивление Бриану оказала фашистская Италия, не испугавшаяся выдвинуть против лозунга пан-Европы лозунг ревизии мирных договоров 1919 года. Итальянская дипломатия в последнее время упорно работает над организацией блока «недовольных Версалем», противопоставляя этот блок стабилизационным тенденциям французской дипломатии. Однако, игра с лозунгом пересмотра мирных договоров является чрезвычайно опасной для любой буржуазии, и, поэтому, немедленное использование подобного оружия против Франции представляется делом далеко не легким.
Если Бриану удалось организовать ячейку для дальнейшего наступления французского капитала, то, с другой стороны, бурное развитие общего кризиса капитализма лишило эту ячейку какого-либо содержания. Вся активность французской политики, за последнее время направленной. На укрепление экономических связей внутри военно - политического блока, не сумела предотвратить полного краха всех его начинаний в этом направлении.
Таким образом, несмотря на формально одержанную победу, французский блок натолкнулся на бесконечное количество межгосударственных противоречий, которые на фоне обостряющегося и углубляющегося общего кризиса капитализма делают пустой по существу работу «европейского комитета». Именно общий кризис, обнажающий все и всяческие противоречия, лишает французскую дипломатию возможности в ближайшем будущем оперировать «общими для Европы проблемами». Таких проблем в данный момент нет. Вместо них имеется война всех против всех внутри империалистического лагеря.
Единственная общая проблема для европейского капитала это классовая проблема борьбы против СССР. Вот почему можно ожидать от «европейского комитета» обсуждения проектов, направленных против Советского союза. За этими усилиями французской дипломатии, уже достаточно выявившей свои враждебные СССР тенденции, необходимо самое настороженное наблюдение. Не приглашение Советского союза войти в «европейский комитет» является лучшим подтверждением наличия антисоветских устремлений у его организаторов. Трудящиеся массы Советского союза, рабочий класс всего мира, и, прежде всего, рабочий класс Франции, должны будут неослабно разоблачать все маневры французского империализма, пытающегося прикрывать свою антисоветскую активность дымовой завесой пацифистской фразеологии.
«Правда», 14 января. (По радио).