Когда летом едешь большаком в Закамье, или трактами в приволжские города, перед глазами простираются радующие душу картины зеленеющих лугов, ржаных полей и белоснежных, цветущих ковров гречихи.
Но, сверните влево, вправо, и картина может резко измениться: вместо пышных хлебов, морем колышутся на безбрежных полях бурьяны и репейники, вместо цветущих зеленеющих ковров на тысячи гек., лежит печать запустения.
СССР по грубым подсчетам обладает тремя миллиардами гект. земли, из коих под севом находится лишь 90 миллионов.
Ежели из масштабов СССРовских снизойти к нашим татарским, то получается такая картина: 100 тысяч гект., полных
жизненных соков и сил, пустует.
В переводе на язык жизни это значит, что мы не добираем ежегодно много миллионов пудов хлеба.
Многие просто не поняли еще, каким преступлением является недосев (если к этому нет, конечно, каких-нибудь стихийных причин). И призыв правительства о расширении посевной площади не считают обязательным для проведения в жизнь.
В прошлом году позорнейшие факты снижения количества посевной площади имели в Свияжском и Теньковском районах. Отдельные селения побили рекорд, оставляя незасеянной до 72 проц. яровой площади.
Эти факты не могут повториться нынче, когда правительство дало твердую директиву о расширении посевной площади РСФСР на 7 проц., а у нас в Татреспублике на 10 проц.
Наряд правительства па расширение посевплощади в Татарии выражается в 127 тысяч гект., при этом 60 тысяч гектар должны быть расширены за счет многополья и 67 тысяч—за счет освоения непаши.
По отдельным кантонам эта цифра распределяется: Бугульминскому—12 тыс. гкг., Челнинскому—12 тыс. гкт., Чистопольскому — 11,5 тыс., Буинскому — 6,1 тыс., Мензелинскому—6 тыс., Спасскому— 6,5 тыс.
В связи с обострением классовой борьбы в деревне, работа по расширению посевной площади встретит не малые трудности.
Кулак бойкотирует. Он отказывается от аренды, всячески стремясь сорвать план расширения посевной площади на 10 проц.
Задачей дня поэтому является организация бедняцких и середняцких масс с тем, чтобы освоение и наши было целиком выполнено. Необходимо развернуть широкую кампанию за создание посевных товариществ, артелей и прочих объединений, способных расширить посевную площадь.
Излишне указывать на то, что Сельхозкооперация и земорганы на местах давным-давно должны были приступить к этой работе. Она требует, однако, не только инициативы местных органов и сознательности бедняцко-середняцких слоев деревни, но и значительной помощи со стороны центральных организаций.
К сожалению, радужные планы НКЗема и сельхозкооперации по расширению посевной площади уже сейчас сталкиваются с мрачными сторонами действительности. **
Совсем недавно в Челнинском кантземотделе разбирали вопрос об освоении залежей, которых в кантоне насчитывается до 10 тысяч гект. и пришли к выводу, что для осуществления этой задачи потребуется, помимо сельхозмашин—600 лошадей.
Местная сельхозкооперация изыскала кое-где средства на 100 лошадей. Но где же взять на остальные 500?
По этому поводу в Наркомземе нам сказали:
- Денег на приобретение рабочих лошадей не хватает.
Для выполнения задания по расширению посевной площади в Татарии требуется 5.800 голов скота, стоимость которых исчисляется в полтора миллиона рублей.
Кредитные организации обнадежили НКЗем кредитами, а сейчас резко изменили свое отношение, отпуская лишь 183 тыс. руб.
Из этого следует, насколько слабы надежды местных организаций на получение нужных для приобретения рабочего скота средств.
Недостаток кредитов не должен, однако, ослаблять темп работы местных организаций по расширению посевной площади. Надо изыскивать на месте нужные средства, проявлять в этом отношений большую инициативу, значительно шире прежнего привлекая средства самого крестьянства.
Не мало трудностей встретится и в вопросе машиноснабжения. Обещали в течение года ввезти в Татарию машин на полтора миллиона рублей, при чем 85 проц, их должно было быть ввезено к весеннему севу.
Последние вести из центра говорят о том, что к весне будет ввезено лишь 50 проц, намеченного плана.
Расширение посевной площади на 60 тыс. гект., за счет многополья требует 63 тыс. пудов семян кормовых трав.
Не радужные обещания Наркомзема и кантземотделов в этой области вселяют в душу волостных организаций большую тревогу.
И в самом деле. В Заинской волости, Челнинского кантона, в нынешнюю весну потребуется 90 пудов семян клевера. Кантземотдел не обещает. Заинские работники становятся в тупик:
Каким же образом расширять площадь под многополье?
Здесь надо учесть все семенные материалы как государственных рассадников, так и отдельных крестьян с тем, чтобы рациональней и полностью использовать семена.
Памятные нам прошлогодние факты головотяпства с посылкой денег и семян с места на место, с запозданием присылки семян могут, при известном недосмотре, повториться и в нынешнем году.
Симптомы того, что „весна еще не началась, а безобразий хоть отбавляй"—уже на лицо.
Всем известно, что закупку лошадей к весне надо производить не позднее января месяца, когда цены на скот не столь высоки.
Наступил февраль, а средства на приобретение рабочего скота не отпущены.
Кантонные и волостные земельные органы в большинстве еще не проработали вопроса о расширении посевной площади и это грозит срывом намеченного правительством плана.
- 127 тысяч гект., должно быть вырвано из лап запустения—такова заявка Татарского правительства, которая должна быть выполнена, во что бы то ни стало.
М. Лин.