За несколько лет до своей смерти Владимир Ильич характеризовал наш государственный аппарат, как аппарат, очень часто работающий, против нас. Если мы наверху имеем несколько тысяч чиновников, честно служащих советской власти, то внизу «сотни тысяч старых чиновников, полученных от царя и буржуазного общества, работающих сознательно, отчасти бессознательно против нас». Сейчас наш аппарат не намного лучше.
Бюрократические извращения, не внимание к нуждам трудящихся, вопиющая косность и преступная волокита нередко подрывают работу государственных органов. Отдельные звенья государственного и кооперативного аппарата доходят до прямого разложения и срастания: с буржуазно-капиталистическими элементами населения, вызывая необходимость коренной чистки этих органов, — так говорится в резолюции по докладу тов. Молотова на последнем пленуме Центрального Комитета всесоюзной коммунистической партии.
Мы очень мало сделали после гражданской войны для того, чтобы коренным образом реорганизовать и изменить тот аппарат, который мы создали на спех. Почти во всех аппаратах наблюдается какой-то застой. Чиновники, принятые 10 лет тому назад, спокойно сидят на своих местах, никто серьезно не проверяет, как они работают, соответствует ли их работа директивам правительства. Когда их ловят на том, или ином искажении этих директив, то их поправляют и считают это простой ошибкой. До сих пор мы не занялись серьезно обновлением этого аппарата, вовлечением в него новых людей.
Наблюдается не мало случаев, когда посланных на работу коммунистов, имеющих соответствующее образование, молодых специалистов, встречают так: «штаты заполнены, нет вакансий». Чтобы освежить, сделать наш аппарат советским, необходима коренная чистка чистке, должны принять участие самые широкие рабочие массы.
До партийной конференции чистка вряд ли будет широко развернута, но уже сейчас мы должны приступить к подготовительной работе: собиранию материалов и выработке методов чистки.
До сих пор чистка коснулась, примерно 20 губерний, в разных концах нашего Союза. Но, к сожалению, при этих чистках, главным образов, обращают внимание на социальный состав, пересмотренный в прошлом. Во всех материалах фигурируют «бывшие»: бывшие помещики, фабриканты, бывшие чиновники и т. д. На социальное происхождение, конечно, нужно обращать внимание в первую очередь, но не менее следует обратить внимание то, как проверяемый сотрудник работает сейчас. Установить, правильно ли он усваивает линию советской власти в области своей работы, не искажает ли ее, как относится тот или иной служащий к рабочим; к бедноте — гораздо труднее, чем по анкетам установить социальное происхождение. Но без этого чистка будет в значительной мере произведена вхолостую.
Эта работа не по силам одной РКИ. Надо проводить чистку так, чтобы в ней принимало участие наибольшее количество как сотрудников данного учреждения, так и посетителей, которые ежедневно сталкиваются с грубостью, бюрократизмом и невнимательным отношением к делу чиновников того учреждения, где производится чистка. Необходимо мобилизовать на помощь РКИ самые широкие массы трудящихся через самокритику рабкоров и стенгазеты.
Чистку, конечно, необходимо увязать с выдвижением. Разоблачая через самокритику бюрократов и чиновников, мы должны позаботиться и о том, чтобы поднять на ноги все организации для выдвижения новых сил взамен вычищенных. Выдвижение, как неоднократно об этом говорили, проводится у нас пока плохо. Надо, чтобы одновременно с чисткой аппарата были подняты на ноги все партийные и профессиональные организации для подготовки смены.
Путем выдвижения рабочих, молодых специалистов, передвижений в самом аппарате, использования стажеров мы сможем освободиться от старой рутины чиновничества и создать аппарат, способный осуществлять диктатуру пролетариата.
Член ЦКК Петерс