БЕЗ ПОДГОТОВКИ, С ПУТАНЫМИ РАСЧЕТАМИ ОНИ ВСТУПАЮТ В ПЕРЕГОВОРЫ С ПРОФСОЮЗАМИ
До конца колдоговорной кампании остались считанные дни. Между тем, ход колдоговорной внушает опасение, что кампания будет слишком затянута.
Помимо задержки, которая была вызвана отсутствием контрольных цифр, замедляет перезаключение договоров явное недопонимание отдельными хозорганами значения колдоговорной кампании как важнейшего средства в борьбе за промфинплан. Только этим можно объяснить то положение, что переговоры поручались исключительно сотрудникам ОЭТ трестов и заводоуправлений, а сами директора изволили заниматься «текущими делами». Работники ОЭТ в ряде случаев оказывались бессильными решать поставленные перед ними вопросы, не смея самочинно нарушить данные им директивы. В вопросах зарплаты именно по указанной выше причине получились большие разногласия, которые в основном и задерживают сейчас заключение колдоговоров.
Например, вопрос об установлении ставки 1-го разряда для рабочих сквозных профессий (металлистов), уже будучи окончательно разработанным, не мог быть разрешен из-за того, что Татсовнархоз, игнорируя мнение большинства предприятий, решил «доказать не доказываемое» и только в результате 10-дневного спора была установлена ставка в 1 р. 70 к. вместо пред. латаемых ТСНХ 1 р. 60 к.
Примеру ТСНХ следовали и тресты. Особенно кожевенный и металлический. От имени Кожтреста вел переговоры с союзом зав. ОЭТ Лук’янчиков. Пришли к полному соглашению. ОЭТ докладывает дирекции, высказывая «некоторые опасения», что, может быть, «кое- что» не предусмотрено. Дирекция дает новые указания и ОЭТ - сообщает союзу, что трест меняет свою точку зрения. Опять начинается возня.
Наконец, за переговоры берется сам управляющий трестом тов. Ветошкин и в течение 2 дней вопрос решается положительно, принимается то, что союз требовал в самом начале переговоров.
В Металлтресте никак не могли установить собственной точки зрения по вопросам зарплаты: придут в союз—согласятся с ним, зайдут в ТСПС—и здесь согласны, обратятся в Совнархоз, тот дает другую установку—и с ними согласны.
Представив Совнархозу абсолют, но безграмотно составленные расчеты, Металлтрест затянул решение вопроса о зарплате металлистов на длительное время.
Еще курьезнее получилось на меховых фабриках. В помощь фабрикам прислан работник из Москвы. Вместе, с ним были составлены расчеты, три недели подсчитывали, наконец, представили в союз такие предложения по зарплате, принятие которых привело бы к серьезнейшим недоразумениям.
Экономисты с меховых фабрик; решили сразу в один присест урегулировать зарплату на предприятиях и избрали такой путь.
Они механически увеличили зарплату, тем, у кого приработок ниже 15 проц, к новой тарифной ставке и срезают заработок тем, у кого приработок превышает 15 проц, новой ставки. Что же получается? Спутав 15-проц. расчетный приработок с гарантированным, наши уважаемые меховщики прибавляют тому, кто не достиг максимальной производительности и механически срезывают нормальный заработок рабочего ударника, перевыполняющего норму выработки, выступая таким образом против неограниченной сдельщины.
Мы согласны с тем, что надо пересматривать явно ошибочные нормы выработки. Союз кожевников сам выступил против таких норм, которые допускают 50 проц, приработок, считая их неправильными. Эти нормы должны быть немедленно пересмотрены с тем, чтобы экономия от пересмотра расценок пошла на подтягивание зарплаты отставших групп рабочих (повременщиков).
Исходя из неопровержимых данных о состоянии - зарплаты меховщиков, союз предлагает установить ставку 1-го разряда для взрослых в 1 р. 50 коп. Меховщики, согласившись, что их расчеты в отношении размера расходов по повышению ставки не верны, все же продолжают упираться и настаивать на меньшей ставке (1 р. 45 коя.).
Когда экономисты меховой провалились со своими расчетами, они начали выискивать всякие дополнительные расходы и додумались даже такой чуши, что «на оплату сверхурочных потребуется дополнительно 3686 рублей». Союз подсчитал, что этой суммы хватит на оплату 32.000 сверхурочных часов. А кто вам ,товарищи из меховой, разрешит сверхурочные работы, да еще в таких размерах?
Меховщики спорят не только с союзом кожевников, но с ТСПС, считая, что установки ТСПС неправильны. А эти установки сводятся в основном к тому, что ТСПС рекомендует союзу провести такую тарифную политику, которая обеспечивала бы нормальную работу на меховых фабриках.
По некоторым трестам, в частности по валенному тресту, соглашение задерживалось из-за «споров по вопросу о зарплате учеников». Спор шел о двух копейках. Союз требовал (и совершенно, правильно, что признает теперь и аппарат ТСНХ) 87 копеек на 1-й разряд, а трест давал только 85 коп. 9 января союз текстилей решил подписать соглашение на 85 копеек, чтобы не задерживать подписание колдоговора.
На сегодняшний день соглашения подписаны только по валенному тресту и кожтресту. Остальные тресты и предприятия все еще тянут. Для быстрейшего перезаключения колдоговоров Татпрофсовет признал необходимым потребовать личного участия директоров предприятий и трестов в переговорах с союзами и запретить последним вести переговоры с техническими работниками.
Нужно взять боевые темпы в проведении колдоговорной кампании, чтобы закончить ее в срок.
Профсоюзы и хозяйственники должны помнить, что их работа по регулированию заработной платы не заканчивается вместе с окончанием колдоговорной кампании.
Увеличение доли тарифа в заработной плате сдельщиков, установление единых расчетных приработков и жесткие лимиты роста зарплаты требуют исключительного внимания к вопросам нормирования труда, особенно технического со стороны всех организаций.
В коллективных договорах должны быть установлены минимальные сроки для пересмотра норм и расценок, что является решающим условием выполнения заданий по производительности труда и росту зарплаты.
В.Штукатер
БУДУТ ЛИ К СРОКУ ЗАКЛЮЧЕНЫ КОЛДОГОВОРЫ МЕТАЛЛИСТОВ?
Для проведения колдоговорной кампании райком металлистов послал своих представителей на предприятия, но до сего времена с заводов, например, с „Красного металлиста", нет никаких известий.
Нет лимитов от ГВОРОС (Государственное всесоюзное общество речного судостроения) для завода „Красный металлист", на охрану труда, технику безопасности, на жилстроительство и культурно-бытовые нужды.
Пока Татрайком подписал соглашение с ГВОРС по пунктам, предусматривающим увеличение производительности труда на 29 проц., рост зарплаты на 1 проц., снижение себестоимости на 10,8 проц. Утверждена тарифная ставка на первый разряд.
Плохо обстоит дело с ФЗУ. Ни одна хозяйственная организация не имеет точных установок по части зарплаты учеников.
На „Красном металлисте" до сего времени отсутствует 6юро рационализации. Рабочие предложения в жизнь не проводятся: из 74 предложений выполнено всего лишь 6, отклонено 11, остальные хранятся под наклейками головотяпов, отсутствует изобретательская работа. В колдоговор должен быть включен пункт о быстром выполнении принятых производственным совещанием, рабочих предложений.
Гаврилов.
ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН РАБОЧИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Рабочие винокуренных заводов договорились с хозяйственниками о выделении средств на организацию свинарников, на постройку нескольких столовых, 80 тысяч рублей на постройку клуба. Столовые, на основании колдоговора, будут также оборудованы для рабочих мельниц Союзхлеба, завода «Красный Восток», фабрики
"Светоч".
Крупные суммы отпущены на подготовку кадров: по заводу «Красный Восток»—23.400 р., по винокуренным—34 тыс. Все хозорганы обязались платить мастерами за обучение молодежи. На отдельных предприятиях (Ижминвод, винокуренные заводы) отпускаются средства на экскурсии, на дополнительные отпуски лучшим ударникам.
Повышены требования пищевиков в отношении охраны труда. Мельницы Союзхлеба получили на эти мероприятия 12500 р.
Договор—двустороннее обязательство. Защищая свои интересы рабочие обязались увеличить выпуск продукции, поднять производительность труда, снизить себестоимость.
Рабочие "Светоча" выдвинули требование о подготовке квалифицированной рабсилы, о своевременном и полном снабжении фабрики паром, дополнительном оборудовании.
Рабочие Ижминвода выдвинули свой встречный промфинплан. Вместо запроектированного роста производительности труда на 25 проц., они обязались повысить производительность на 35 проц., при чем излишка рабсилы па заводе не должно оставаться.
Хозяйственники предполагали: снизить себестоимость на 5 проц. Рабочие внесли предложение— снизить на 20 проц., при условии, если на заводе будет произведена рационализация, упорядочено расходование материалов.
Колдоговорами пищевики урегулировали зарплату одинаковых профессий, подтянули отстающих. "Металлисты", работающие в Татпищтресте, Союзхлебе и на других предприятиях пищевиков, переведены на единую 8-разрядную тарифную сетку.
Нельзя обойти молчанием случай рвачества на спиртоводочном заводе. Несмотря на высокий уровень зарплате, служащие предъявили требование—повысить зарплату, дать спецодежду, которая им совсем не нужна.
Рабочие машинного отделения требовали себе повышения зарплаты, иначе, говорили они, не сократится текучесть. Основная рабочая масса, в ответ рвачам, начала борьбу с текучестью, самозакрепилась на заводе.
К.