Существует не мало крестьянских хозяйств, где нет лошади, коровы и мелких домашних животных, но курица найдется почти во всяком хозяйстве.
Но на всем необ’ятном пространстве нашего Союза разводятся, главным образом, беспородные куры. Каждая курица дает своему хозяину в среднем около 60 яиц, в то время, как ее заграничная сестра дает от 150 до 200 яиц, т.е. втрое больше.
Один любитель куроводства считает, что если бы наши куры несли по 1 добавочному десятку яиц, то от всего куриного поголовья (куриц числится около 140 миллионов) мы получили бы 1 миллиард 400 миллионов яиц или 10 тысяч вагонов. Экспорт этих яиц дал бы 70 миллионов рублей золотом. А предположим, что мы догнали заграницу и наша курица давала бы 150 яиц. Сколько чистого золота влилось бы в СССР? И это вполне осуществимо. Ведь уход за курицей не сложен, не требует дорогого оборудования, больших затрат капитала. Яйцо— товар экспортный, ходовой.
Татария издавна славится своим яичным экспортом. Еще до революции этим выгодным делом промышляли казанские торговцы, из которых многие лично побывали и в Лондоне и в Гамбурге, и даже в Мадриде (вот куда доходило наше куриное яйцо!). После революции яичным экспортом и куроводством стала заниматься с.-х. кооперация, выделившая, наконец, в нынешнем году специальный Птицеводсоюз.
В его задачу входит работа в двух направлениях: наладить сеть низовых птицеводтовариществ и устроить питомники для живой птицы, а также холодильника для битой и для экспортного яйца.
Мы, прежде всего, остановимся на вопросе о живой птице. Вопрос куриного рождения разрешается двояким путем — или яйца высиживает клушка или же они высиживаются в специальных теплых ящиках-инкубаторах. Как обстоит дело с инкубаторами в СССР и нашем Птицеводсоюзе?
К сожалению, инкубаторов у нас в СССР очень мало. Существующий завод никак не справляется со спросом. Поэтому мы еще не можем снабдить инкубаторами низовые коопорганизаций. Птицеводсоюз имеет всего 1 инкубатор на 1000 яиц. Выписывается второй на 3240 яиц, а затем 10 маленьких инкубаторов на 150 яиц и 5 на 100 яиц. Большие инкубаторы будут направлены в Адмиралтейский инкубаториум, мелкие по колхозам и племрассадникам.
Есть ли спрос на инкубаторы со стороны колхозов и умеют ли там обращаться с ними? В прошлом году летом мне пришлось побывать в татарской коммуне «Яш-Кеч». Там уже имелись инкубаторы и надо было видеть, с каким вниманием, как бережно обращались с ним птицеводы-татары.
Спрос на инкубаторы будет большой и Птицеводсоюзу для разрешения поставленной перед ним задачи необходимо добиться большего завоза инкубаторов в Татарию.
Часть цыплят поступит в откормочные пункты, из них Шемардановский, с пропускной способностью в 45.000 пар уже открыт, а второй Казанский (в Адмиралтейской сл.) тоже в 45.000 пар достраивается, Пропускная способность обоих пунктов около 180.000 голов птицы.
В качестве племрассадников птицы намечены 6 колхозов. «Яш-Кеч» — близ Казани на 300 голов, «Труд и Знание», Чистопольского кантона на 200 голов, «Красная Звезда», Буинского кантона, «Кзыл Урахче», Хизмат и др.
Птицеводсоюз проводит контрактацию племенного куриного яйца с Казанским птицеводным товариществом и колхозами на 3000 штук. Кроме того от собственных племрассадников союз предполагает получить до 6.000 яиц породы «белый виандот».
Строится большой холодильник для хранения битой птицы и яиц в Кукморе (стоимость его 400.000 руб.). В Казани для тех же целей будет использован холодильник Госторга.
В наших интересах битую птицу направить за-границу как можно раньше, чтобы она прибыла на английский рынок не позднее сентября—октября. Это будет достижимо, когда наша птица будет перевозиться через непрерывную цепь холодильников и рефрижераторов. Тогда она сохранит полностью свои вкусовые качества.
Известно, что самое главное для успеха всякого начинания — хорошая организация. Татария в 28 году экспортировала из своих пределов 1300 вагонов яиц. Задание по экспорту было выполнено на все 100 процентов. В нынешнем году намечается к вывозу 1400 вагонов, т. е. наблюдается определенный рост птицеводства. Если в 28 году куриное поголовье исчислялось в 4.425.500 экз., то в 29 году можно рассчитывать, что оно достигнет 4.645.700 экз.
Важно, чтобы пользу куриного яйца и курицы осознала деревня, чтобы в кооперативное строительство было больше вовлечено женщин-крестьянок.
Какую же птицу культивировать в деревне? Вопрос этот не маловажный. Конечно, и от простых русских кур. путем отбора и кормления, вполне можно выработать высоко-продуктивные породы, но этот путь — не единственный. Птицеводсоюз останавливается на 2 породах кур — на «белом виандоте» и «род-айланде», как скороспелой и пользующейся спросом за границей. Метизация этих пород с русской курицей должна улучшить природные качества последней.
Выводы:
Птицеводную кооперацию необходимо широко популяризировать в массах. Необходимо вовлечь в нее в первую очередь наши колхозы, показательные селения, сельскую бедноту и крестьянку. Надо организовать сбыт, для чего расширить контрактацию на куриный молодняк и племяйцо. Следует принять все меры к тому, чтобы яйцо и птица быстрее попадали в холодильники и кормушки и чтобы наши транспортные учреждения проявляли максимум осторожности при погрузке яиц для экспорта. Мы имеем сведения, что на местах организовано 10 районных товариществ и 220 артелей. Необходим фонд кооперирования бедноты (испрашивался 11.250 руб.). Эти деньги не должны лежать, как это принято в с.-х. кооперации, без востребования, а должны немедленно вызвать к жизни сотни новых артелей, которые своей работой двинут вперед наше птицеводство, пребывавшее до сих пор в стихийной стадии развития, и повысит долю участия Татарии в мировом обмене.
Поволжанин.