Товарищи, утверждением народно-хозяйственного плана и союзного бюджета мы завершили громадную плановую работу, которая длилась ряд месяцев.
Хотя план в целом и в деталях очень ярко был освещен в докладах и в речах членов ЦИК, я все же позволю себе остановиться на одном из элементов, мне кажется, на основном элементе этого плана, а именно: на вопросе о рабочей силе. Ведь не случайность, что в порядок дня настоящей сессии мы поставили именно вопрос о рабочей силе. Ведь еще сравнительно так недавно мы были заняты вопросом о том, как изжить безработицу. А сейчас перед нами стоит вопрос, как побороть недостаток в рабочей силе. Если мы теперь хотим осмыслить, откуда получился этот недостаток рабочей силы, в чем заключается причина небывалого во всем мире явления, которое развертывается перед Советским союзом, то мы должны констатировать, что это есть прежде всего результат огромных производственных достижений Советского союза. Подумайте только, втянуть миллионные безработные массы в производственный процесс. Это говорит о том, что мы сравнительно далеко ушли вперед в области налаживания производства, в области втягивания новых рабочих в это производство. А с другой стороны — мы же знаем, что в значительной степени недостаток рабочей силы об’ясняется и слабым использованием, плохой ее организованностью.
Итак, вы видите с одной стороны положительный показатель: выросло наше производство, выросло настолько, что поглотило все безработные массы, с другой стороны, несомненно, есть бесконечное количество фактов, которые говорят, что в нашем производственном аппарате еще находятся значительные лишние кадры, которые при лучшей организованности, при умелом распределении должны были бы уменьшить недостаток в рабочей силе. И сейчас перед органами Наркомтруда и вообще перед органами советской власти встала необходимость лучшего планирования рабочей силы, более целесообразного ее распределения. Это делается буквально насущной задачей самого производства. Отсюда совершенно очевидно, что и роль Народного комиссариата труда в очень значительной степени повышается. Как только обнаружился недостаток рабочей силы, с этого момента Народный комиссариат труда из органа регистрирующего, посылающего на работу и смотрящего за охраной труда, превратился в орган организации труда.
Товарищи, малейшее соприкосновение с областью производства вообще и промышленностью в частности, показывает нам, что производительность труда до сегодня зависит не только от техники, а, пожалуй; в решающей степени она зависит именно от правильной организации рабочей силы. Все обследования фабрик, заводов, совхозов и колхозов показывают, что там, где мало-мальски налажена организация труда, там эффективность труда при одной и той же технике стоит гораздо выше. Поэтому сейчас вопросы организации и распределения рабочей силы приобретают особое значение. Сейчас, по существу говоря, мы ведем развернутое строительство социализма. Что это значит? Это значит, что мы сознательно, планомерно и целесообразно размещаем и перемещаем производительные силы. Ведь сущность социалистического строительства выражается не только в том, что мы выстроили гиганты. Это делает еще и буржуазный строй. Как бы не были велики наши гиганты, они или равны заграничным, или немножко выше, а о общем и целом они желают еще много лучшего и, главным образом, в отношении более организованного и целесообразного использования рабочей силы. Вот это организованное использование наличное рабочей силы, её наиболее целесообразное распределение в общественном масштабе, с учетом всех тех специфических особенностей, которые имеет эта сила( я имею ввиду применение женского труда, применение труда молодежи и т.д.) – все это приобретает огромное значение.
Ведь перед нами в ближайшем будущемвстанет задача применять женский труд там, где это будет легче всего женщинам. Они должны быть поставлены в такие условия, чтобы работа не вредила их здоровью. Мы поставили вопрос о втягивании молодежи в работу. Её мы должны рассматривать с двух сторон. С одной стороны , это – непосредственная рабочая сила, входящая в производство. С другой стороны, это - рабочая сила, которая должна квалифицироваться и совершенствоваться, из которой должны потом выходить высококвалифицированные специалисты и рабочие.
Одним словом, товарищи, перед нами стоят труднейшие задачи в области размещения, наиболее целесообразного и планомерного распределения рабочей силы. Но это, товарищи, только одна сторона задачи.
Другая сторона задачи — это улучшение квалификации и поднятие производственной эффективности рабочей силы. Мы прекрасно понимаем, что с каждым годом новые пополнения рабочей силы будут относительно меньше, в то время как размах нашего строительства увеличивается, потребности рабочего класса растут. Поэтому недостаток в рабочей силе будет ощущаться. Каким образом мы будем бороться с этим недостатком? Помимо лучшего, более планового распределения рабочей силы по районам и по производствам, — помимо всего этого мы еще должны поднять квалификацию рабочих. Там, где прежде работало 5 рабочих, теперь этот процесс должен обслужить один рабочий. Мы должны поднять квалификацию, начиная с высококвалифицированных рабочих и кончая рабочими самого простого труда.
В нашей промышленности, если мы проанализируем наиболее слабые ее места, то увидим, что наименьшая эффективность работы получается именно у категорий простых рабочих, у рабочих обслуживающих, которых у нас гораздо больше, чем в Западной Европе, Поэтому я и говорю, что другая сторона задачи, которая стоит перед нами, это — поднятие квалификации рабочих, а вместе с тем, несомненно, и поднятие культурного уровня рабочих, ибо даже самый простой человеческий труд требует грамотности и некоторого образования. Одним словом, товарищи, подводя итоги, мы можем смело сказать, что сейчас эффективность производства упирается в наши организационные недостатки. Социалистическое производство требует совершенства организации, и на это необходимо обратить особое внимание. И, товарищи, каждая новая победа в области организации труда, мне кажется, есть одна из больших побед именно в социалистическом строительстве.
Товарищи, мне хотелось остановиться еще на одном вопросе. В заграничной прессе сейчас идет свистопляска о «советском демпинге» и о том, что наши товары производятся якобы принудительным трудом. Наши враги пытаются представить в виде принудительного труда прежде всего наши достижения в плановом распределении рабочей силы, хотя эти достижения, по совести говоря, очень невелики. Мы делаем ещё только первые шаги в области целесообразного распределения, в области планирования рабочей силы. И, однако, товарищи, первые наши эти достижения в области целесообразного распределения рабочей силы, как и в коллективизации деревни, в заграничной прессе буквально встречены в штыки. Буржуазия правильно классовым инстинктом схватывает огромное значение этих первых успехов.
Если измерять наши достижения и оценивать важность этих достижений, то надо прямо сказать, что наиболее важные достижения в области социа-листического строительства — это коллективизация и плановое распределение рабочей силы, целесообразное распределение, к которому мы только что приступили. Эффективность этого планирования, эффективность этого целесообразного распределения в ближайшем будущем покажет всю свою положительную сторону. То, что наши враги опорочивают, пуская в ход нелепые разговоры о «принудительности», это есть действительный успех социализма в области организаций труда, это есть выполнение программы нашей партии, в которой говорится: «Необходимое в целях планомерного развития народного хозяйства максимальное использование всей имеющейся в государстве рабочей силы, ее правильное распределение и перераспределение как между различными территориальными областями, так и между различными отраслями народного хозяйства должны составить ближайшую задачу хозяйственной политики советской власти, которая может быть осуществлена ею только в тесном единении с профессиональными союзами».
Смешно ведь говорить о «принудительности» в стране, где 98,2 проц, народного дохода идет на трудящихся, в то время как в Америке на долю трудящихся приходится только 54 проц. Та свистопляска, которая идет, вокруг «советского демпинга» и вокруг якобы принудительного труда, -— эта свистопляска есть желание засыпать табачной пылью глаза рабочего класса. Все это представляет собою никчемную попытку свалить вину за экономический кризис с больной головы на здоровую.
В самом деле, давайте разберемся в вопросе о «демпинге» с точки зрения здравого человеческого смысла. Говорят, что мы своим вывозом стремимся разрушить капиталистический мир. И характерно, что ведь капиталисты всегда противопоставляют весь капиталистический мир Союзу советских социалистических республик. Ну, а скажите, пожалуйста, разве то, что мы продаем за границу, разве это не покрывается нашими покупками? Ведь на ту общую сумму, которую мы выручаем от своих продаж за границу, ведь точно на эту же сумму мы и покупаем заграничных товаров. Если наша продажа в прошлом году равнялась 900.000.000 руб., то точно на эту сумму мы и купили заграничных товаров. Наш же Советский Союз ни одной унции золота не вывез из-за границы. Наконец, давайте, оголим этот вопрос, вопрос взаимного товарооборота. Что мы вывозим за границу? Ведь в основном, товарищи, мы продаем лес, нефть, меха, марганцевую руду и по сравнению с довоенным временем незначительное количество хлеба. Товарищи, всякий согласится, что в этих товарах заключается более простой труд, чем в тех товарах, которые мы покупаем за границей.
А какие продукты мы получаем из-за границы? В первую очередь машины и оборудование. Вы сами понимаете, что это как раз те продукты, в которые в настоящее время вкладывается максимальное количество труда.
Капиталисты утверждают, что мы являемся виновниками кризиса. Но всякий согласится, что мы, например, ни одного автомобиля не только собственной работы, но и купленных за границей, ранее кризиса, не вывезли за пределы Союза. Наоборот, мы в этом году больше купили, чем в предыдущие годы Однако, именно в этой отрасли промышленности замечается наибольший кризис за границей. Мы выписываем цветные металлы, каучук и др., выписываем те продукты, которые особенно трудоемки и в области производства которых особенно сильно развит кризис. Как же можно после этого вводить в заблуждение буквально весь мир, заявляя, что наша торговля увеличивает кризис в капиталистических странах, что мы являемся главными виновниками этого кризиса?
Капиталисты ищут виновников. Но если уж искать виновников, то капиталистам надо посмотреть на свою систему, которая, разумеется, делает абсолютно все для развития, углубления и расширения кризиса. Можно смело сказать, что капиталисты, борясь на словах с кризисом, по существу всеми своими делами, всей своей работой углубляют и расширяют его. Но почему же они клевещут на нас? По очень простой причине. Возьмем любой номер газеты. Телеграмма от 7 января из Лондона сообщает, что «на 29 декабря 1930 года число зарегистрированных безработных равнялось 2.643.127. Таким образом, число безработных по сравнению с прошлой неделей увеличилось на 234.557 человек, а по сравнению с концом прошлого года — на 1.132.896». Нынешнее число безработных является рекордным. Оно превосходит на 63.000 число безработных в июне 1921 года, т. е. в момент наивысшего уровня безработицы за все время существования Англии.
Товарищи, когда мы видим такие бьющие в глаза невероятные противоречия, мы знаем, что это, несомненно, революционизирует рабочих, обостряет классовые взаимоотношения и толкает рабочего на борьбу с буржуазией. А буржуазия, спасаясь от этого, несет клевету на Советский союз. Как мы должны ответить на клевету о том, что мы по дешевой цене вывозим свои отвары за границу, и на клевету, которая опорочивает одну из самых, я считаю, ценнейших наших работ и достижений в области налаживания нашего труда? Я считаю, товарищи, что лучшим ответом нашим врагам будет энергичное выполнение и перевыполнение народно-хозяйственного плана текущего года. (Аплодисменты). Объявляю заседание третьей сессии ЦИК Союза ССР закрытым.
Москва, 11 января. (По радио).