Руководящие партийные и профессиональные организации приняли недавно решение о ликвидации межсоюзных студенческих профорганизации.
В сравнительно короткий период существования пролетарские студенческие организации (8 лет) под руководством партии провели большую работу на всех основных участках вузовской жизни. Им пришлось перенести на своих плечах значительную тяжесть борьбы с остатками дореволюционной вузовской обстановки, они сыграли огромную роль в деле коренной перестройки высшей школы и полного ее завоевания пролетариатом, а за последние годы основное внимание студенческих организаций концентрировалось вокруг успешного выполнения решений партии о подготовке кадров.
Однако было бы совершенно не правильно в какой либо мере замазывать крупнейшие недочеты и промахи, имеющие место в работе студенческих организаций. Прежде всего, нужно помнить о наличии целого ряда фактов проявления правого оппортунизма, «левацких» настроений и примиренческого отношения к уклонам, которые бесспорно имеются в отдельных слоях студенчества и его организаций, что требует решительного развертывания политическо-воспитательной работы среди студенческих масс.
Старое профсоюзное оппортунистическое руководство, как известно, «проявило» себя и в вопросах подготовки кадров, недооценивая всей политической важности этого дела. Старое руководство, наряду с целым рядом других ошибок в вопросе о кадрах было долгое время против вовлечения студенчества в общую систему профсоюзов. Это обстоятельство немалую роль сыграло и в том смысле, что и до последнего времени некоторые профсоюзные звенья все еще не подходят вплотную к активному участию строительства в высшей школе в руководству работой по выращиванию пролетарских и в частности национальных кадров специалистов.
Между тем, в особенности сейчас эти вопросы приобретают большую остроту. Проведенная реорганизация учебных заведений по отраслевому признаку, огромный рост учебных заведений и численности пролетарского студенчества самым настойчивым образом требуют всемерного, приближения и усиления работы профсоюзов среди студенчества. Эта же реорганизация учебных заведений поставила перед нами и вопрос о дальнейших формах и организациях строений студенческих профорганизаций, ибо вопросы о кадрах становятся все шире и шире, при чем в отличие от прошлого они становятся в плоскость перевода всей работы по подготовке кадров на рельсы строго производственного принципа, в полном соответствии с конкретными задачами социалистического строительства.
Рабские темпы подготовки специалистов сейчас оставлены позади. Установленные ноябрьским пленумом ЦК новые сроки обучения (3-4 года), как это доказано практикой последних лет, оказались совершенно реальными. Более того —развертывающееся ударничество в учебных заведениях показало, что отдельные группы студентов добиваются некоторого дальнейшего сокращения сроков пребывания в учебных заведениях. Однако на пути борьбы за качество нам предстоит очень большая работа. Нужно решительно покончить с рутиной и отсталостью учебных заведений от бурных темпов строительства.
Основное внимание при этом необходимо фиксировать на повышении качества подготовки специалистов, борясь с лжеударничеством, с попытками сократить сроки обучения для массы студентов без учета их подготовки, когда объявление ударникам по сроку обучения целых вузов, факультетов и курсов ведет к снижению основных знаний, с которыми оканчивающие должны явиться на производство. Это, конечно, не значит, что в условиях того или иного учебного заведения для отдельных групп подготовленных студентов не может быть допущено известное сокращение сроков обучения.
Изменившейся в связи с значительным улучшением социального состава студенчества, в связи с осуществлением директив партий о перестройке всей вузовской работы, обстановка в вузах требует значительного улучшения работы студенческих организаций. В первую очередь нужно помнить, что до сих пор наиболее слабым участком остается общественно-политическое воспитание. Враждебные нам элементы, меняя лишь свою тактику в зависимости от обстановки, все свои силы употребляют на то, чтобы срывать дело подготовки новых кадров и осуществление политики партии в этой области.
Успешное разрешение стоящих перед вузами задач возможно лишь на основе твердого проведения в жизнь решений партии о максимальном приближении дела подготовки кадров непосредственно в производстве. В этих же интересах должна быть решительно устранена та взаимная оторванность между обще-профсоюзными организациями и студенчеством. Профсоюзы должны руководить студенческими организациями, должны отвечать за эту работу также, как и за другие важнейшие участки работы. Надо признать, что существование межсоюзных студпрофорганизаций в известной мере способствовало тому, что профсоюзы очень мало проявляли беспокойства в этой работе, часто оставаясь в роли наблюдателя того, что происходит в учебных заведениях и студенческих организациях. Ликвидация межсоюзных профорганизаций является совершенно правильным и необходимым мероприятием, которое должно помочь скорейшему и действительному включению студенчества в общую систему профсоюзов в качестве органической части. 3 соответствии с задачами классового воспитания студенчества и повышения эффективности его учебы и должна быть реорганизована практическая работа ЦК и областных отделов союзов. Создание взамен ликвидируемых межсоюзных профорганизаций самодеятельных студенческих организаций по производственному принципу (бюро пролетстуда при союзе) не только не исключает, а, наоборот, предполагает теснейшую связь и ответственность за руководство со стороны обще-про- фессионального аппарата работой среди студенчества.
В. Аеров.