8 января при редакций «Красной Татарии» состоялось совещание директоров МТС первого куста.
Во вступительном слове; т. Вульфсон сказал:
— Строительство 13 новых МТС— важнейший фактор завершения сплошной коллективизации ТР в более короткие сроки и ликвидации на ее основе кулачества как класса.
Чтобы преодолеть трудности, стоящие на пути строительства МТС, надо не только мобилизовать внимание всех организаций, но использовать могучую силу партий советской печати. «Красная Татария» берет под особое наблюдение строительство новых МТС.
Мы созвали это совещание, чтобы сейчас же выяснить, как идет строительство МТС, а в связи с этим — как идет новый колхозный прилив.
РЕМОНТ РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ СЛАБО
Ремонт тракторного парка и сельскохозяйственного инвентаря — важнейшая задача в районах деятельности МТС. Участники совещания рассказали поразительные факты из этой области.
- Чистопольская ремонтная мастерская, — говорит тов. Жернаков, — стоит под угрозой недогрузки, так как прикрепленные районы, несмотря на неоднократные предупреждения, не присылают машин для ремонта.
В Алексеевском районе к ремонту машин и инвентаря не приступили. Великий спор между Тетюшским райкоопсоюзом и МТС мешает развертыванию работы ремонтной мастерской.
- У нас в районе есть не оборудованные, кустарные мастерские, где нельзя произвести сложного ремонта. Да они и не работают из-за недостачи железа и угля, — говорит тов. Фролов из Красного Вора.
Угля и железа не хватает Чистополю, Тетюшам, Алексеевскому: и другим районам.
Огромную работу по ремонту должна проделать Челнинская МТС, которая создается из старых машин, разбросанных по разным районам. Свыше 70 тракторов требуют капитального ремонта. Между тем, ремонтная кампания только лишь началась и не получила широкого размаха.
Татколхозстрой должен был закончить строительство Челнинской мастерской к 1 октября, но не выполнил своих обязательств. Мастерская пущена в ход при недостаточном оборудовании и огромной нехватке квалифицированных рабочих.. Пока отремонтировано лишь четыре машины.
Условия Челнинской МТС требуют того, чтобы районы немедленно приступили к переброске в Челны машин, принадлежащих этой МТС.
О недостатке квалифицированной рабочей силы говорил тов. Фролов из Красного Бора и тов. Баринов из Спасска, выдвигая совершенно правильную мысль о том, что надо немедленно произвести переброску в Красн. Бор, Челны и др. МТС квалифицированных рабочих и необходимого оборудования из Казанской и др. незагруженных ремонтных мастерских.
Надо сейчас же поставить вопрос о своевременном завозе запасных частей к сеялкам и тракторам новых марок (Чальмерс и др.). Подготовка тары для горючего в большинстве МТС ведется крайне сквер, но Алексеевской МТС обещают прислать бак из Саратова, а между тем, рядом в Билярске стоит без действия огромный нефтяной бак потребкооперации, и Татсоюз не идет ни на какие сделки, чтобы этот бак уступить МТС.
Совершенно недопустимым является отношение Нефтесиндиката к МТС. На заявку по части горючего Красноборской МТС Нефтесиндикат ответил:
- Эту заявку надо было дать год тому назад(!).
В общем, по «подсчетам'» чиновников из Нефтесиндиката, Красноборская МТС может приступить к работе лишь в 1932 году.
ТАК ГДЕ ЖЕ ПОМОЩЬ МЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
Участники совещания привели десятки фактов бездушного, безучастного отношения местных организаций к развертыванию МТС. Директива ЦК о том, что строительство МТС должно стать в центре внимания всех партийных и советских организаций — районными организациями не усвоена.
По выражению тов. Ольнева — «Идейно помогают все, а на деле, никто».
В Арске один из руководящих работников заявил: «Помогать мы будем, только сначала надо посмотреть, как :вы работаете». На конференциях и совещаниях доклады об МТС ставятся в «разных», или с оговоркой — «говорить не более 15 минут».
Челнинский Райземотдел, как рассказывает тов. Тарасюк, предложил освободить агрономов МТС и направить их в распоряжение РЗО для составления производственных планов в селениях.
МТС не стали в центре внимания деревенских партийных ячеек.
Особо останавливались участники совещания на колхозно-кооперативной системе, которая, казалось бы, должна в первую очередь, увязать всю свою работу с развертыванием строительства МТС.
Алексеевский райколхозсоюз ведет совершенно неправильную политику, запрещая своим работникам обслуживать колхозы, находящиеся в районе деятельности МТС. Райкоопсоюзы совершенно оторваны от МТС и, увлеченные «коммерческими предприятиями», упустили работу по организации простейших производственных объединений.
Наркомпросовские циркуляры о подчинении задач ШКМ строительству машинно-тракторных станций где-то затерялись в пути. Развертывание сети школ и культурных учреждений в районах действия МТС не началось. В вечерник ШКМ нет литературы, тетрадей и карандашей. Несколько лучше обстоит с подготовкой рулевых. Сеть курсов развернута во всех районах. Наконец, центральные организации и особенно общество содействия коллективизации решительно никакой помощи не оказывают в осуществлении задач строительства МТС.
ДОГОВОРНАЯ КАМПАНИЯ НЕ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО КОЛХОЗНОГО ПРИЛИВА
Договорная кампания МТС должна быть использована для организации нового колхозного прилива. Однако, широкой массовой работы не видно ни в одном из районов деятельности МТС.
—План массовой работы составлен. — говорит тов. Баринов, — и свято хранится в комсомольских и профсоюзных организациях. Массовой работы не видно, так как одними силами работников МТС ее не провернешь.
Верхне-городской район, шефирующий Чистополь, Негородской район, шефирующий Мензелинск и другие районы Казани не выслали и одной бригады для проведения агитационно-массовой работы в районах деятельности МТС. Договорная кампания не увязана с задачами дальнейшего колхозного прилива. Так, напр., в Арске темп коллективизации незначителен. Такое же положение в Тетюшах и Спасске. Совершенно очевидно, что только при широком размахе массовой и организационной работы МТС можно добиться дальнейшего подъёма колхозного движения и обеспечить более высокие темпы коллективи-зации в районах действия МТС. Это видно на блестящем примере Красноборского района, который, мобилизовав силы для работы вокруг МТС, вокруг договорной кампании, добился того, что сейчас в районе деятельности МТС коллективизировано 45 проц. крестьянских хозяйств. В Тетюшском районе, даже при незначительном размахе массовой работы вокруг договорной кампании, темп коллективизации в районе деятельности МТС вдвое выше, чем в остальных районах..
Участники совещания отмечали недопустимое запоздание Трактороцентра с присылкой расценок и бланков договоров, из-за чего задерживалось заключение договоров в ряде колхозов.
Развертывание МТС вызывает бешеное сопротивление кулачества.
— Уже сейчас, — говорит т. Жернаков, — в районе МТС кулак ведет усиленную агитацию за срыв договорной кампании.
Кулацкой активности должны быть противопоставлены организованность колхозных и бедняцко-середняцких масс, оживление работы групп бедноты, широкая массовая работа вокруг строительства МТС и проведении договорной кампании.
Строительство МТС надо использовать для нового колхозного подъема, чтобы обеспечить выполнение директив ОК о коллективизации к весне 31 года 25-30 проц., а в ряде районов -50 проц. бедняцко- середняцких хозяйств.
Совещание пришло к выводу, что:
- ремонтная кампания МТС развертывается скверно;
- местные организации, печать. а особенно колхозно -кооперативная система не оказывают достаточной помощи МТС;
- массовая работа не развернута..
Надо:
- немедленно переключить внимание районных организаций на задачи строительства МТС;
- обеспечить ремонт машин и инвентаря;
- создать бригады общества содействия коллективизации для массовой работы вокруг коллективизации в связи с договорной кампанией;
- поставить в ближайшие дни на обсуждение руководящих районных организаций ход строительства МТС;
- использовать отчетно-перевыборную кампанию колхозов для широкой популяризации задач машинно-тракторной станции.