По причине культурной революции в Чистопольском кантоне намечен богатый проект просвещения трудящегося крестьянства.
Просвещенческий план чистопольских товарищей настолько жизненен, что проведение его не замедлится даже при всей бедности нашей страны.
По планам Чистопольского КОНО культурная революция захватит массу деревни и примет широкие размеры.
***
В числе прочих книг для воспитания детей в школе Муслюмкинской волости из КОНО прислали „ Сборник образцов русской литературы, для выразительного чтения и изучения наизусть”.
Посредством «Сборника» коновцы намерены, видимо, воспитать в детях правильное миросозерцание, дать, так сказать, марксистскую установку.
По мнению Чистопольского КОНО, книга даст богатейший идеологический материал.
Первая страница «Сборника» начинается: „Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда...”
Это «рекомендуют» детям первого года обучения.
Для детей 3 года обучения, сборник рекомендует не менее поучительные вещи. На странице 28 «Сборника» автор книги Соловьев поместил изумительную по своей идеологии „Песнь русскому царю”. Начинается она:
„Боже! Царя храни!
Славному долги дни Дай на земле!”
Идеология — дальше некуда! Но дети наотрез отказывались изучать стихотворение, потому как „славному хранителю" уже давно дали место, только не на земле, а в земле.
Детям четвертого года обучения книга рекомендует выучить наизусть „выдержанное” произведение Аксакова о всенощной:
„И звон смиряющий Всем в душу просится,
Окрест сзывающий,
В полях разносится!”
По мнению чистопольских коновцев, только с такими „образцами” русской литературы можно смело строить новую культуру в деревне.
Но, как известно, не одной литературой жив человек. Для воспитания нужен комплекс предметов. И чистопольские коновцы, следуя традициям Гус‘овской программы, сделали полнейшую увязку предметов преподавания. В частности для увязки „образцов” русской литературы с математикой в Муслюмкинскую волость прислали „Сборник арифметических задач и примеров для начальных училищ”. Составитель Аржеников. Издание 1915 г.
Надо сказать, что сборник задач столь примечателен и так увязан с программой по литературе, преподнесенной КОНО, что отдельные примерчики и задачи стоит привести полностью.
Ну вот, скажем:
„Барыня роздала 21 копейку нищим по 3 копейки каждому. Сколько было нищих?”
В школе, где пришлось решать эту задачу, голубоглазые ребята удивленно вопрошали:
- Неужели барыни завелись?
А вот другой образец:
„Три крестьянина сообща сняли у помещика сенокос. Один заплатил...”
- Товарищ учитель, неужто помещиков не всех прогнали?—спрашивали ученики.
Как видите, ни к чему не придерешься. Кругом увязка.
А теперь мы дадим задачу товарищам из Чистополя.
- От Чистополя до Муслюмкина 30 верст. Крестьянин вез кипу „Сборников образцов русской литературы” и арифметических задачников о барынях и помещиках.
Спрашивается в задаче:
- Что скажут крестьяне о безголовых товарищах из Чистопольского КОНО?
И это делается в январе 1928 года, на одиннадцатом году революции. Не где - нибудь, а под боком города Чистополя, в большой волости воспитывают ребят „образцами” русской литературы, присланными Чистопольским КОНО.
И этим КОНО думает провести культурную революцию в деревне?
И этим КОНО хочет разогнать темноту и косность деревенскую?
Образцы литературы, присланные в Муслюмкино, следовало бы сделать настольными книгами „старателей” из Чистопольского КОНО.
Это будет им наградой. За усердие...
Мих.Еселев