Десять лет отделяют нас от того момента, когда только что зародившаяся Красная армия встретила грозный натиск многочисленных врагов и, после упорной борьбы и героических побед, отразила натиск врагов, обладавших большими техническими средствами.
Красной армии пришлось встречаться с первоклассными англо-французскими дивизиями, переброшенными с полей сражения, где эти дивизии, вследствие своей технической мощи, сокрушили германский империализм. Несмотря на это, Красная армия того времени, имевшая лишь ружья и пушки и обладавшая в очень небольшом количестве другими техническими средствами борьбы, как авиация, броневые части и т. п.,—все же победила, благодаря революционному под'ему многотысячных масс рабочих и крестьян.
Могли-ли мы на этом примере нашей вынужденной технической отсталости того периода строить выводы, что Красную армию не следует насыщать техническими средствами борьбы, что в будущих военных столкновениях мы «шапками закидаем» врагов? — Конечно, нет. Это было бы преступным легкомыслием.
Уже минувшая империалистическая война, благодаря широкому использованию техники для своих целей, совершенно изменила характер боевых действий. Но, после империалистической войны, военная техника не стоит на одном месте, а движется вперед; послевоенный период характеризуется небывалым ростом научно- технических исследований, а параллельно с этим и военно-технических достижений.
Отметим в самых общих чертах эти достижения западно-европейских армий. Уменьшен вес, упрощена конструкция и улучшены прицельные приспособления пахотного оружия. Изобретены образцы автоматической винтовки. Усовершенствование станковых пулеметов можно видеть из следующего примера: вес пулемета Максима военного времени—32 кг., станка 34 кг.; современный станковый пулемет Браунинга весит 17 кг. и станок -18 кг. Пехотная дивизия военного времени (французская и американская) имели в 1914 г. по 24 станковых пулемета и совсем не имели легких пулеметов; в 1927 г. французская дивизия имеет 162 станковых и 331 легкий пулемет, а американская дивизия—155 станковых и 792 легких пулемета. Дальнобойность легкой полевой артиллерии поднялась с 8 до 11 км., а тяжелой до 20 и выше км., не говоря уже о специальных пушках сверхдальной стрельбы (150 килом.).
Следует отметить так называемую, «тракторизацию» артиллерии, т. е. перевод ее на автоматическую тягу, что значительно увеличивает подвижность и маневренность артиллерии. Современные танки обладают скоростью до 30—40 км. в час.
Большое развитие получил воздушный флот, который одновременно с количественным ростом возрос и в качественном , отношении. Средняя скорость самолета- разведчика ок. 200 км. в час; средний радиус действия, считая его за половину дальности полета, для бомбовозов—600 км., для разведчиков—400 км. и истребителей—300 км.; средняя грузопод'емность бомбовоза ок. 400 кг. и т. д.
Совершенно исключительное развитие за последние годы получила техника радиосвязи; радиотелефонная передача одновременно с радиотелеграфной передачей получила самое широкое применение. Почти все современные достижения электротехники получили то, или иное военное применение. Например, получение интенсивной вольтовой дуги позволило иметь прожектор с силой света до двух миллиардов свечей, что увеличивает дальность его действия в три раза, сравнительно со старыми системами, и сделало прожектор одним из реальных средств борьбы с воздушным противником. Достаточно известно современное развитие автомобильного и жел.- дорожного транспорта и их военное значение.
Нам, советскому государству и Красной армии, пришлось и приходится решать не мало трудных задач на пути поднятия своей технической мощи и укрепления материальной основы обороны. Вот некоторые примеры нашего технического роста. Сила воздушного флота зависит не столько от наличного числа военных самолетов, сколько от возможностей авиационной промышленности и наличия мощных исследовательских и конструкторских учреждений. За последние годы создан наш, советский, авиационный мотор, построенный на наших заводах, и авиация, зависевшая от ввоза из-за границы, твердо встала на собственные ноги. Так же обстоит дело и с постройкой собственных металлических самолетов: на наших глазах произведены полеты новой машины „АНТ-3*, построенной своими силами, на своих заводах. Царская Россия не знала своего автомобильного строительства, а мы имеем свой полуторатонный грузовой автомобиль «АМО Ф—15» и трехтонный грузовик «Я-3», построенный на наших заводах. Правда, этого мало, но в самое ближайшее время, в связи с постройкой новых автомобильных заводов, выпуск автомобилей будет не менее десяти тысяч в год.
Наша электропромышленность значительно выросла за последние годы, и нет сомнений, что наша радиопродукция, созданная по последнему слову техники, не уступает заграничным образцам. Немало разного рода достижений и в машиностроении и в химической промышленности.
Многое уже нами сделано в деле развития производительных сил нашего Союза и, соответственно, в деле развития военной техники, но мы не намерены усыплять себя, как не делали этого и после гражданской войны. Мы твердо знаем, что многого еще не хватает для того, чтобы Красная армия была технически вооружена не хуже капиталистических армий.
Наша задача: продолжать укрепление мощи Красной армии до тех пор, пока она в техническом отношении не достигнет уровня первоклассных капиталистических армий.
И. Халепский