Неприятный долг
Приглашались выдвиженцы со всей Казани. Казалось бы, должно собраться много народу, и совещания привлекут к себе не только выдвиженцев, но и профработников и хозяйственников. Но чаяния эти не оправдались.
И в городском, и в заречном районе на совещания пришли кладовщики, возчики, старшие рабочие, но не было выдвижен- цев-директоров, мастеров, советских работников. Совершенно в стороне от совещаний остались профорганизации. В городском районе—7 февраля—собралось 23 человека, в заречном—9 февраля—22 чел. И там и здесь совещания выявили одну и ту же картину.
До сих пор выдвиженчество проходило от случая к случаю и носило кампанейский характер. Выдвигая рабочих на те или иные высшие должности, и профсоюзы и хозяйственники как будто выполняли лишь директиву, продиктованную им свыше.
В результате, часто выдвигались случайные лица, и выдвиженцев ставили на такие должности, которые не играют никакой роли в жизни предприятия или учреждения. Повысив рабочему ставку на два разряда, считали его выдвиженцем. В то же время нередко наблюдалось и обратное. До выдвижения рабочий получал на производстве 60—70 руб., а после выдвижения каким то образом случалось так, что ставка его снижалась до 50 руб.
Впрочем, об этом, о материальной стороне, меньше всего говорили сами выдвиженцы. Они жаловались на казенное отношение к ним со стороны хозяйственников и специалистов и на отсутствие поддержки профорганизаций.
Пока была горячка...
- Пока была горячка вокруг выдвиженчества,—рассказывает тов. Прохоров, на нас еще обращали кое-какое внимание и с нами считались. Один из выдвиженцев с завода Госспирта—Рыбников был послан даже на специальные курсы в Москву с тем, чтобы, окончив эти курсы, он прослужил в Госспирте не менее двух лет. Но вот разговоры о выдвиженчестве утихли. Тов. Рыбников, закончив успешно курсы, через 9 месяцев возвращается в Казань и что же? Вместо того, чтобы поставить его на работу в водочное отделение, где он был бы на месте, его командируют в Бугульму на должность пом. заведующего отпускным отделением. А сейчас т. Рыбников остался совсем без работы. Он согласен работать даже аппаратчиком на водочном отделении, но администрация не соглашается…
собственным умом все недоуменные вопросы.
Никаких инструкций, никаких указаний со стороны заведующего я не видел,—говорит тов. Гильмутдинов с завода имени Вахитова, выдвинутый на должность старшего рабочего.
Слова тов. Гильмутдинова в различных вариациях десятки раз повторялись выдвиженцами и городского и заречного районов.
0 хороших и нормальных взаимоотношениях
Но легче примириться с явно пренебрежительным отношением хозяйственников и специалистов к выдвиженцам, чем с равнодушным отношением к ним со стороны профорганизаций.
Завкомы, фабкомы и татотделы союзов совершенно не интересуются работой выдвиженцев, их достижениями и провалами. Выдвиженцы, благодаря этому, волей-неволей оторвались от организаций, выдвинувших их. Даже в узком кругу членов заводского комитета и производственных совещаний не заслушиваются доклады о работе выдвиженцев.
- А без поддержки завкома и ячейки в окружении спецов,—говорит тов. Кузьмин.—мы беспомощны что-либо сделать.
С недоверием слушали участники совещания в городском районе речи выдвиженцев - железнодорожников, у которых существует крепкая связь с профорганизациями и регулярно происходят совещания, созываемые по собственной инициативе.
- Хороших взаимоотношений с администрацией,—говорит т. Захаров, - у выдвиженца сразу не может быть, потому что он суется во все дела-. Но нормальные отношения для выдвиженцев могут быть легко созданы при настойчивости профорганов. Если бы не поддержка организации, выдвинувшей меня, рассказывает т.Захаров в подтверждение своих слов, - я бы давно ушел на старую работу.