,,Агитатор“ на облучке
Поезд, постепенно замедляя ход, подошел к Казани. На платформу высыпал живой людской муравейник.
- Извозчик!
- Пожалте!
- В гостиницу, только чтобы было тепло, недорого и без клопов.
- Останетесь довольны.
Стегнув кнутом вздремнувшего конягу, извозчик повернул на Московскую.
- Куда ты везешь меня?
- Не извольте беспокоиться!..
- А разве нет гостиниц... коммунальных у вас в Казани?
На губах возницы заискрилась улыбка.
- Не советую, гражданин.
- Почему?
Повернувшись на облучке и тоном человека, досконально знающего все пути и выходы, извозчик говорит:
- Первое дело, матрацы изгажены, второе дело—не топят, и зверье одолевает. Да вы не извольте беспокоиться. Не понравится, куда везу, завезу и в коммунальную.
Секрет такой „агитации" за частника, чрезвычайно распространенной, по уверениям работников коммунальных гостиниц, заключается в том, что частник уплачивает извозчику с каждого снявшего номер ездока от 25 к. до полтинника.
Приезжим, не располагающим большими средствами, частник разрешает коллективно поместиться по 6 чел. в небольшой полуторарублевый номер. Влияют и старые связи, мелкие услуги, ухаживания за с‘емщиком. Все вместе взятое ведет к тому, что у частника номера редко пустуют и простоев мало.
„Суждены нам благие порывы"
Коммунальные гостиницы пребывают в тени. Еще о «Казанском Подворье» слышат чаще, а о прочих гостиницах приезжие имеют чрезвычайно туманное представление. Свободны-ли, есть-ли недорогие номера, все это остается неизвестным. Извозчик всегда скажет, что такая-то гостиница взята под студенческое общежитие, или отдана жилтовариществу. Трест мелких предприятий серьезно озабочен вопросом о рекламе, но до сих пор нет рекламы, даже «первобытного» типа—досок на двух столбах с об'явлением адреса гостиницы.
В недавнем прошлом в целях вербовки приезжих трест мелких предприятий приобрел автомобиль. Предполагалось, что на этом автомобиле будут развозить лиц, которые выразят согласие поместиться в коммунальной гостинице, но фактически на этом автомобиле больше раз'езжала администрация гостиниц, пока его не сломала. Теперь он лежит без надежды когда-нибудь вновь бороздить казанские улицы (ремонт стоит 700 р.!), и трест предполагает купить машину получше, если позволят средства..
Публикаций в газетах почти не делают. Посещение вокзала агентами гостиниц, как это делается за границей, тоже не практикуется. Поэтому нельзя особенно удивляться, что около 50 проц. номеров гостиниц пустует, тщетно ожидая гостей, которые обыкновенно уплотняют гостиницы в дни конференций и съездов.
„Коль выгонят в окно, так я влечу в другое"
В гостиницы иногда вселяются жильцы, которые являются недопустимым элементом в гостиницах. К ним относятся проститутки.
Когда я принял заведывание гостиницей « Болгар»,—говорит заведующий этой гостиницей, то, можно, сказать весь верхний этаж ее был населен проститутками.
Отсюда проистекали все „качества" этой своеобразной „странноприимницы”. Шум, скандалы, полновесные пощечины, кончавшиеся водворением в нетопленый участок. Теперь эта гостиница приняла по заявлению заведующего, вполне приличный вид. Но по старой памяти проститутки сюда заглядывают. Когда их выселяют из „Болгар”, они переезжают в “Бристоль”. Когда их выселяют из „Бристоля” —переезжают в „Амур” и так все время переезжают, пока не будет завершен полный цикл гостиниц, после чего пытаются начать сначала. Но выселить не так-то легко. Дела о выселении лежат в судах по 2—3 месяца.
„А Васька слушает да ест“
Берут-ли чаевые в гостиницах? В гостиницах говорят, что берут лишь в крайних случаях. Что называется, привяжется человек. Сует тебе двугривенный в ладонь. Ты от него пробуешь руку убрать, а он тебе норовит за пуговицу. В этих случаях бывает, что и берут, чтоб не обидеть ... Трест мелких предприятий хочет повесить во всех номерах печатные об`явления: “Прислуге, на чай не давать” — с раз` яснением, что это унижает достоинство человека. Но, как сказал еще Крылов в басне «Кот и повар», большого эффекта от этого плаката вряд-ли ожидать можно.
„Казанский шики
Об обстановке гостиниц тоже не мешает сказать несколько слов. Есть венский шик и есть еще, очевидно, казанский шик. В истекшем сезоне на целых 30 тысяч было закуплено мебели для гостиниц. Покупали комплектами,—по 580 рублей за комплект. Наряду с этим, в некоторых номерах запачканные матрацы, из которых предательски торчат рыжие бородки старого мочала.
Матрац—это основное, что нужно усталому путешественнику. После дороги, после делового дня, сплошь заполненного хождением по городу, хочется отдохнуть, добравшись до своего номера. Какой же может быть отдых, если из этого старого мочала покажется рыжее проворное насекомое, достигающее в номерах нередко гигантских размеров. Война с ним утомительна и бесцельна.
Часть номеров отремонтирована и выглядит очень прилично. Однако, ремонт велся бессистемно и обошелся дорого. Строительные материалы были закуплены несвоевременно.
Не все благополучно и с отоплением. Отопление с‘ело полторы порции топлива, но все-таки в некоторых номерах холодно.
Выводы
Мы рекомендуем администрации коммунальных гостиниц:
- Закончить ремонт, обратив усиленное внимание на санитарию, ввести чистые матрацы, истребить клопов и устроить всюду вентиляцию.
- Поставить рационально рекламу.
- Автомобиль, если таковой будет заведен вновь, употреблять лишь по прямому назначению ра воза пассажиров.
- Сократить до минимума количество месячных жильцов и неплательщиков.
- Ликвидировать чаевые.
- Своевременно заготовить строительные материалы для ремонта и не увлекаться в деле обстановки дорогими комплектами мебели.
К. Т.