ЧТО БРАТЬ ОТ МИРОВОМ КУЛЬТУРЫ? (0т нашего московского корреспондента)

Нарком просвещения РСФСР А. Луначарский выступил в Плехановском Институте с чрезвычайно интересным докладом, посвященным вопросам культурной революции.
— Для нас,—говорит т. Луначарский, приобретает первостепенное значение вопрос: что отвергать и что заимствовать у культуры Западной Европы?
Буржуазная культура есть кульминационная ступень развития всей предыдущей мировой культуры. В ней собраны сокровища огромной ценности. Вступая в полосу культурной революции, мы не можем отвернуться совсем от буржуазной культуры. Напротив, необходимо усилить изучение всего того, что создали Европа и Америка, перенести к нам целый ряд культурных достижений и навыков Запада.
Что же мы можем перенять от Запада и что мы должны ч>тпергнуть?
Если взять точные науки и технику, то в большинстве случаев достижения буржуазии в этих областях мы можем перенимать почти целиком. Иначе обстоит дело в области остальных видов науки. Буржуазия стремится через своих профессоров, журналистов, писателей восстановить мистическое миросозерцание. Для нее это необходимо, так как распространение материалисжческого миросо<ерца ния приводит к выводам о неизбежности борьбы против буржуазии. И в области искусства буржуазии далеко не все годно нам. Искусство имеет своей целью воздействовать на нервную систему человека. Каждый класс стремится создать свой собственный строй ве только мысли (нау
ка), но и чувств (искусства). Центральной задачей классового искусства является возвеличение своего класса, на мешка над противником, стремление привлечь к себе. Так было и с дворянским и с буржуазным искусством. Теперь пролетариат будет постепенно создавать свое. В искусстве поры роста буржуа щи пролетариат может еще находить произведения более высокие, чем те, которые ему самому под силу сейчас создать. Но к современному, сегодняшнему буржуазному искусству пролетариат должен отнестись безоговорочно отрицательно. Ибо теперешнее буржуазное искусство упадочно, так как сама буржуазия находится в периоде упадка. Искусство на Западе носит—по преимуществу—легкий, увесе-лительный характер.
Даже мелкая буржуазия предпочитает растрачивать свои сбережения говоря: «Придет война или революция и наши сбережения все равно погибнут*. Это настроение определяет весь тон ев ропейской жизни. Европа живет под знаком американизированного безрадостного труда и несколько однообразного, украшенного поверхностным искусством, ве селья.
Кроме таких видов искусства, как музыка, живопись, танцы и проч., есть еще искусство строить дома, танирозать города, украшать квартиры. В этой области иы еще пользуемся образцами эклектического мещанства. Нас окружает либо нищета, либо, если мы что-нибудь приобретаем, то приобретаемое является отражением вкуса, выработанного мещанством Однако, начинают уже появляться ростки
новые дома. 1аким показателем являются бакинские рабочие дома, лишенные по об становке какого бы то ни было мещанства, весело украшенные и обставленные. В дальнейшем мы будем видоизменять и вещи и самого человека. И вот, в этой области, в области видоизменения человека—кое в чем мы можем поучиться у буржуазии. Здесь может итти речь только о внешности человека: о его костюме и о его „физике".
Буржуазия готовится драться и с пролетариатом и между собой, а потому старается создать культ здорового человека,
Когда во время войны женщина стала занимать места трамвайных кондукторов, почтальонов и т. п., она невольно должна была перейти к корот кой юбке, облегчающей передвижение. Любопытно, что в то время, как поды по поводу коротких юбок утверждают, что „мир вошел в новый соблазн-, врачи приходят к выводам, что заболевание ту беркулезом ср ди женщин в связи с этим уменьшается. Таким образом, в области искусства оздоровления человека-—оздоровлять его костюм—мы еще можем у Теперешней буржуазии поучиться. Но в области внутреннего видоизменения человека—перёнимать нечего и строить придется нам заново.
В нашем культурном строительстве мы найдем поддержку международного пр »- летариата, видящего во всем том, что де лаемся в СССР—свое собственное будущее, свой завтрашний и послезавтрашний день*

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости