МОСКВА, 26. (Т). На утреннем заседании специального присутствия Верховного суда 26 ноября Подсудимый Рамзин продолжал давать свои показания.
СВИДАНИЯ В ПАРИЖЕ И ЛОНДОНЕ
После официального совещания в торгпроме, на котором Рамзин и Денисов сделали свои информационные доклады: один — о положении в СССР, другой — о планах интервентов, в одном из рестора-нов на Больших Бульварах в Париже состоялось интимное собеседование. На этом собеседовании присутствовали Денисов, Нобель, Гукасов, Мещерский, Третьяков и Рамзин.
Лидеры Торгпрома заверили Рамзина, что можно не сомневаться в успехе интервенции, так как на этот раз она подготовлена более основательно и уже не будут повторены ошибки прежних интервенций.
Рамзин узнал также, что решено поставить на широкую ногу военное и продовольственное снабжение интервенционистских армий и использовать врангелевские силы.
В общих чертах был обрисован и план нападения на СССР. Намечался комбинированный с войной удар на Москву и Ленинград при энергичной поддержке воздушного флота. Лидеры Торгпрома заявили, что при хорошем снабжении армии такая военная операция несомненно должна закончиться успешно. Финансирование этой военной авантюры решили взять на себя, главным образом, Франция и Англия, а также в некоторой степени и Торгпром.
На другой день после этого свидания в кафэ состоялась другая встреча Рамзина с генералом Лу- комским, выдвигавшимся в качестве руководителя интервенции, сот-рудником французского генерального штаба полковником Жуанви- лем и председателем Торгпрома Денисовым.
Решено было, по настоянию фран-цузского генштаба, создать в «промпартии» военную организацию и установить более тесную связь между промпартией и фран-цузским генеральным штабом. Рам- зину было предложено поддерживать эту связь через агентов французской службы в Москве К. и Р.
Рамзин, между прочим, поставил Лукомскому вопрос о силах и планах интервентов. Лукомский подтвердил сообщение лидеров Торгпрома о подготовке интервенции и также выразил уверенность в успешном ее осуществлении в связи с энергичной поддержкой Франции и Англии.
Затем состоялось свидание Рамзина и Ларичева с другим сотрудником французского генштаба — полковником Ришаром. При этой встрече присутствовал представитель Торгпрома Нобель. Полковник Ришар информировал лидеров промпартии о размерах и формах подготовки Польши и Румынии к интервенции. В свою очередь он особенно интересовался состоянием военно-химической промышленности в СССР.
ЧЕРЧИЛЬ И УРКВАРТ ЗА РАБОТОЙ
О том, как относились консервативные круги Англии к интервенции, Рамзину стало ясно из беседы по этому вопросу с Симоном (директор фирмы Виккерс) и с сэром Филипп во время пребывания Рам-зина и Ларичева в Лондоне. Выяснилось, что особую настойчивость в поддержке интервенции проявляли Черчилль н Уркварт.
В Лондоне Рамзин и Ларичев встретились также с авантюристом Лоуренсом, который подтвердил, что английские военные круги под-держивают планы французского ге-нерального штаба. Главарям промпартии предложено было поддерживать связь с английскими интервентами через некоторых агентов английских фирм в Москве.
ДУША ИНТЕРВЕНЦИИ — ФРАНЦИЯ
Эту информацию о планах французских и английских империалистов Рамзин дополняет еще некоторыми подробностями, которые нельзя не признать весьма показательными.
Федотов, рассказывая по возвращении из заграницы о свидании Ря- бушинского, Третьякова и Лианозова с Пуанкаре и Брианом подчеркнул, что душой интервенции является Пуанкаре и что активную поддержку этой затее оказывает Бриан.
АППЕТИТЫ ФРАНЦУЗСКОГО ГЕНШТАБА
С усилением денежной помощи со стороны французского военного ведомства возросли требования французского генштаба к промпартии. Он стал настойчиво требовать создания военной организации, проведения диверсионной работы и передачи разведочных сведений.
В это время совершенно отчетливо определилось, что в интервенции примут участие Польша и Румыния в качестве основного ядра, а также прибалтийские государства, затем врангелевские войска и красновские казаки, сохранившиеся в эмиграции. Десант последних предполагался на черноморском побережьи в районе Новороссийска. Франция брала на себя военный инструктаж, снабжение и вооружение интервенционистских сил, а также согласилась участвовать в военных операциях своим воздушным флотом. Предполагалось, что Англия будет поддерживать интервенцию деньгами и флотом. Позиция Германии была неопределенная. Были надежды, что к интер- венции присоединятся Юго-Славия и Болгария.
СРОКИ МЕНЯЛИСЬ
Останавливаясь на сроках интервенции, Рамзин подчеркивает, что они менялись. Вначале предполагалось осуществить ее в 1928 году, затем было решено перенести интервенцию на 1930 год. В пользу того, чтобы осуществить интервенционистский замысел в 1930 году приводился ряд мотивов. Дело в том, что 1930 год — второй год пятилетки — должен был явиться наиболее тяжелым для народного хозяйства СССР. В этом году еще не могли быть закончены строящиеся гиганты, требовались большие затраты и в то же время нельзя еще было рассчитывать на получение экономического эффекта от этих вложений, так как в эксплоатацию строящиеся предприятия должны были вступить только в следующих годах.
Перед промпартией поставлена была задача значительно обострить хозяйственные затруднения и довести страну до катастрофы. Это должно было подорвать ее обороноспособность. Большие надежды промпартия возлагала на свою со- юзницу — ДКП. Эта контрреволю- ционная организация должна была развить массовую работу в деревне и в городе.
Затем срок интервенции был пе- ренесен на 1931 год с сохранением в основном того же плана, что и в 1930 году, с той разницей, что кроме возможности провокации военных действий при посредстве какого-нибудь инцидента на румын ской границе, был еще другой ва- риант —- захват Литвы Польшей Другой особенностью плана интер- венции 1931 года была организация экономических затруднений, в том числе и путем создания топливного кризиса с разрывом сообщений между Донбассом и Москвой. По- следнее считали необходимым вы- полнить путем диверсионных опе- раций. Вместе с тем, в план интер- венции 1931 года входила предварительная организация экономиче- ской блокады.
МЕЧТЫ О РАЗДЕЛЕ СССР
По сообщениям агитационного характера, — продолжает свое объяснение Рамзин, — Торгпром старался убедить ЦК промпартии в том, что он стоит за «единою и не-делимую», за уплату долгов и в том, что интервенция не потребует больших жертв от страны. Однако, оказалось: что это далеко не так. Вдохновители и организаторы интервенции рассчитывали на большую добычу в результате ее успеха. Большие аппетиты были в особенности у Польши. Об этом Рамзин уже говорил. Возвращаясь к это- му вопросу, он, между прочим, указывает на то, что группа, воз-главляемая Детердингом, добивалась получения кавказских нефтяных месторождений, а французские империалисты предполагали впоследствии получить концессии на эти месторождения. Интервенты рассчитывали также на отторжение Украины и Грузии. Рамзин и другие члены ЦК промпартии должны были признать, что в конце концов вопрос будет решен реальным соотношением сил и что обещания Торгпрома не имеют никакой цены. Торгпром и промпартия, — говорит Рамзин, — открыто шли на раздел СССР.
К. и Р.
В своих показаниях Рамзин касается также осуществления технической связи промпартии с торг- промом и иностранными военными кругами.
С английскими консервативными кругами связь осуществлялась через Локасина и Федотова, а также через некоторых агентов английских фирм. С французским генштабом г начале был связан Пальчинский и ряд других вредителей. В дальнейшем Рамзин через Рябу- шинского связался с агентом фран-цузской службы в Москве К., а затем через Денисова с другим сотрудником французской службы в Москве Р. Встречи с этими ино- странными агентами происходили в ЦЕКУБУ, в теплотехническом институте и на квартире Рамзина.
Через К. ЦК! промпартии должен был передавать торгпрому докладные записки о состоянии отдельных отраслей народного хозяйства, транспорта и т. д.
Р., Рамзин и его подручные вели переговоры о диверсионной’ работе. Участники этих переговоров сошлись на том, что главный диверсионный удар должен быть направлен против энергетического хозяйства. Этим путем предполагалось затруднить работу большого количества предприятий, не причиняя им в то же время непоправи-мого ущерба. Это обстоятельство было немаловажным для промпартии, которая ставила себе целью сохранить предприятия для капиталистов на тот случай, если бы им удалось вернуться к' власти.
В конце 1929 года Р. окончательно подтвердил Рамзину, что срок интервенции переносится на 1931 год. При этой встрече с Р. Рамзин передал ему записку о состоянии советской авиации.
ВНУТРЕННЯЯ ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЕНЦИИ
О методах вредительства Рамзин показывал в первый день процесса. Вчера он на этой вредительской работе промпартии остано- вился более подробно. Вредители стремились вызвать кризис в ведущих отраслях народного хозяйства (топливо, металл, энергетическое хозяйство и транспорт). Для этого они сначала направляли все свои усилия к тому, чтобы задержать темпы развития народного хозяйства, омертвить капиталы на дли-тельное время, строить такие пред-приятия, которых нельзя было бы использовать в ближайшие годы н в начале 1930 года и растягивать строительство на долгие сроки- Во второй половине 1929 года был дан сигнал резко переменить тактику в сторону максималистских планов. И тот и другой метод вредительства неизбежно вызывали резкую диспропорцию между про-изводственными возможностями и планами и практически углубляли работу в области создания кризисов. Главное внимание вредители обратили на топливо (уголь, торф и нефть) и металлургию. Минималистские и максималистские методы вредительства должны были вызвать в стране топливный и металлический кризис, вогнать в острый кризис другие, зависящие от них, отрасли народного хозяйства (машиностроение производство тракторов и т. д.). Вредите-лями широко практиковалось нера-циональное использование металла и проводился ряд технических ме-роприятий, направленных к созданию кризиса электроснабжения на узловых участках. Это привело к перебоям в электроснабжении ленинградской и московской промышленности. Для этой же цели задерживалось строительство Ште- ровской и Зуевской электростанций в то время когда Донбасс Испытывал острую нужду в электроснабжении.
Вредители изощрялись в использовании всевозможных способов, чтобы подготовить благоприятную для интервенции экономическую обстановку. Они задерживали механизацию не только Донбасса, по а сельского хозяйства. Они особенно старались развалить серно-кислотную промышленность, учитывая ее значение для обороны страны.
Из дальнейших показаний подсудимого выясняется, что между промпартией и ЦКП (группа Кондратьева и Чаянова и группа Громана) существовала полная догово-ренность насчет совместной работы по внутренней подготовке интервенции.
ИТОГИ
Подводя итоги деятельности промпартии, Рамзин признает, что эта работа была направлена к свержению советской власти при помощи интервенции в союзе с французскими правящими кругами и белоэмигрантами и являлась изменой стране.
В случае интервенции вся страна должна была бы подвергнуться ужасам войны и принести свои жизненные интересы в жертву органи- заторам и участникам интервенции. Преступная работа промпартии по внутренней подготовке интер- венции путем создания и углубле- ния кризиса в области промыш- ленности и транспорта, а также совместная работа промпартии с ЦКП по созданию кризиса в сельском хозяйстве, в области финансов и продовольствия значительно уси- лили временные конъюнктурные экономические затруднения и на- несли ущерб народному хозяйству, Промпартия стремилась к свер-жению советской власти и к созданию буржуазного государства Этим самым она стала на сторону активных врагов социализма диктатуры пролетариата. Она стала орудием в руках французских правящих кругов и белоэмигрантов.