Осталось 3—4 месяца до нового приема в ВУЗЫ». А как обстоит дело с подготовкой рабочих, в частности рабочих-националов?
Обратимся к фактам.
КУРСЫ ПРИ МЕХОВОЙ ФАБРИКЕ Ка 1
Помещаются в школе первой ступени, которая мало приспособлена для этого. Всего на курсах обучается в двух группах 20 чел. Состав групп неустойчив в том смысле, что он изменяется в зависимости от смен на производстве. В социальном отношении состав курсов хороший—все рабочие от станка.
Татар всего—3, а женщин ни одной.
Курсанты не имеют учебников и даже бумаги. Занятия по физике не подкре-пляются опытами из-за отсутствия оборудования. Срок окончания курсов намечен 1 октября 1930 года, но слушатели будут подготовлены только к 1 февраля 1931 года. На фабрике еще мн^го желающих учиться. Фабком с курсами связи не имеет и им не помогает.
КУРСЫ ПРИ ШКОЛЕ № 2 В ЗАРЕЧЬИ
Имеется две группы—старшая, кончающая к осеннему приему (по списку 34 чел.), и младшая, кончающая к весеннему приему (по списку 22 чел.) Посещаемость обеих групп страдает от неурегулированности сменных работ. В результате старшую группу посещают 23—24 и младшую 15 человек, да и те не всегда работоспособны, так как на занятия приходят прямо с работы. Социальный состав удовлетворительный. Служащих—5 чел., остальные-рабочие и дети рабочих. Партийцев—20, комсомольцев—10, татарин-один.
Преподавание физики и геометрии идет неудовлетворительно, т. к. нет учебных пособий.
Фабзавкомы Заречья помощи не оказывают.
КУРСЫ ПРИ СТ. ЮДИН0
Организованы в начале февраля этого года; было принято всего 45 человек, исключительно рабочих со стажем не менее 3 лет.
15 февраля (через две недели после организации!) провели чистку и за пло-хую посещаемость исключили 15 человек. С начала чистки по 21 марта выбыло с курсов еще 9 чел., кроме того, 3 числятся в списке, как «мертвые души». Осталось всего 18 чел. (1 женщина, ни одного татарина). Средняя посещаемость 14—15 чел. Вполне успевающих 7—8 чел. Работа поставлена из рук вон плохо: нет расписания занятий, в результате чего очень часто срываются занятия. С 25 февраля по 21 марта было 7 полных срывов (6 раз из-за неявки преподавателей, а один раз из-за отсутствия помещения) и 7—8 частичных срывов. Организованный совет курсов ни разу не собирался.
Никакого руководства курсами нет. Учкпрофсож ограничился пересылкой программ и денег в сумме 350 р., отпу-щенных Татпрофсоветом.
Других средств курсы не имели и не имеют. Преподаватели привлечены в порядке общественной (!) нагрузки.
КУРСЫ ПРИ ЗАВОДЕ „ПОБЕДА ТРУДА11
Организованы 8 февраля 1930 года, а открылись 14 февраля, Приемная комиссия, организованная в составе представителей партийной ячейки, комсомола и завкома зачислила на курсы 57 человек, которые были разбиты на две группы: 1-я группа в количестве 22 человек (в том числе 14 татар) с 11-месячным сроком обучения, т.-е. с расчетом выпустить к 1 января 1931 года, и 2-я группа в количестве 35 человек, с 7-месячным сроком обучения, т.-е. с расчетом подготовить своих слушателей к 1 сентября этого года.
Бюджет курсов 7.000 рублей. Эавкур- самирабочий-выдвиженец. Все преподаватели из Казани и работают, за исключением преподавателя физики (студент КГУ), который, по мнению слушателей, недостаточно опытен,—удовлетворительно. Деньги есть, но учебников нет Почему?
—Из-за проработки всего материала в классе в учебниках нужды не было, отвечает заведующий курсами.
57 чел. слушателей—это по списку приемной комиссии. Сведения на 24 марта говорят о другом. Из 35 слушателей, принятых во вторую группу, осталось 13 человек (это по словам завкурсами), а если посмотреть на цифры, характеризующие посещаемость занятий, картина будет еще печальней. К концу марта посещали занятия всего 7 человек.
И все это происходит на глазах у партийной, комсомольской и профсоюзной организации завода!
КУРСЫ ПРИ ЗАВОДЕ „КРАСНЫЙ МЕТАЛЛИСТ"
Существуют с октября 29 года в составе двух групп. В первую группу, которая свою работу должна закончить к 1 июня, было принято 15 человек, а во вторую, т.-е. с двухгодичным сроком обучения,—30 человек, при чем кок в первую, так и во вторую группу пи одного человека из националов принято не было.
В настоящее время обучаются на курсах: в 1-й группе—И чел., во второй—24 человека. Отсев объясняется тем, что в декабре была произведена чистка социального состава и в результате число слушателей уменьшилось на 10 человек. Курсы учебниками не обеспечены; преподавание физики поставлено неудовлетворительно: мало часов, имеющийся при школе 11 ст. физический кабинет не нспользовывается, совершенно отсутствует химия.
КАКИЕ ОТСЮДА СЛЕДУЮТ ВЫВОДЫ::
Курсы по подготовке рабочих в ВУЗЫ» организованы плохо и в большинстве случаев возникли стихийно, самотеком; не было проведено достаточной оаз‘яснительной работы среди рабочих; набор произведен случайный, при наборе мало обращалось внимания на степень подготовленности отдельных товарищей; не принимались и не приняты меры для сведения работающих на производстве в одну смену; не все курсы имеют подходящее для занятий помещение; недопустимое отношение к вопросу о привлечении на курсы татар, нацмен и женщин; неравномерное и нерациональное использование имеющихся государственных средств (курсы при заводе «Победа Труда» получили семь тысяч рублей, а курсы прист. Юдино - ни одной копейки) и совершенно недостаточное участие профсоюзов.
Курсы не обеспечены программами и учебными планами, в результате полная неразбериха: часы распределяются (между отдельными дисциплинами) не-целесообразно, например, мало времени отводится физике, совершенно отсутствует преподавание химии и иностранного языка.
В отдельных местах допускается явное головотяпство: через 11/а—2 недели после открытия курсов на ст. Юдино за непосещение занятий одного—двух раз исключили 15 рабочих! Не менее странным является, но, конечно, в другом смысле, тот факт, что через два месяца работы курсов при зав. «Красный Металлист» проводится чистка социального состава и из 15 слушателей 1 группы—4 чел., т. е. одна треть всего состава, и из 30 слушателей 2-й группы б чел., т. е. одна пятая часть всего состава,—оказались социально чуждыми.
А что сделано для того, что освобо-дившиеся от чуждых элементов места немедленно было замещены рабочими? Видимо, ничего.
На курсах нет курсантских организаций. Это не дает курсантам возможности установить настоящий рабочий контроль нал работой курсов, тормозит развитие самокритики.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ
Чтобы не допускать дальнейшего отсева с курсов, увеличить состав учащихся и улучшить подготовку рабочих в ВУЗ'ы, нужно: а) немедленно произвести академическую пересортировку в группах, тщательно учитывая подготовленность и способности каждого курсанта, и наметить совершенно определенные сроки для прохождения учебного плана и программ; б] в ударном порядке провести вербовку новых слушателей, принимая все меры, чтобы вернуть на курсы ушедших и исключенных за непосещаемость. Исключительное внимание должно быть обращено при вербовке на привлечение татар, нацмен и женщин; в) добиться того, чтобы слушатели курсов по возможности были сведены в одну смену, разумеется, с учетом интересов производства, но без перегибов в сторону сужасно хозяй-ственных» соображений; г) немедленно дать образцовый учебный план и хорошо разработанные программы для каждого типа курсов. Учебный план и программы должны строго соответствовать требованиям момента. Возьмем, к примеру, программу по обществоведению. Рабочего, которого мы в ударном порядке готовим во ВТУЗы, совершенно не нужно пичкать гроладнып количеством лекций по истории революционного движения в России и на Западе. После такого курса общество-ведения рабочий сумеет кое-что запомнить, а, может, даже и хорошо запомнит о причинах крестьянской реформы 61 года. Но не лучше ли будет, если мы, вместо «крестьянской реформы 61 года», будем прорабатывать на курсах вопросы текущей политики партии и Коминтерна? Да. это будет гораздо лучше и жизненнее. Кажется ясно—вместо обществоведения нужно ввести политиковедение, ибо это освободит большое число часов, столь необходимых нам для других, более полезных целей, это — во-первых, а во-вторых—вместо «архива» будет живая действительность.
Приблизительно то же самое можно сказать и о преподавании русского языка. Здесь число часов можно смело сократить. Почему, на каком основании? Потому, что преподаватели русского языка на этих курсах больше занимаются «самотренировкой» в литературоведении, чем обучением рабочих грамотному русскому языку. В учебный план курсов необходимо ввести преподавание одного из иностранных языков, ибо этого требуют условия работы во ВТУЗах.
Вопросами учебных планов и программ нужно немедленно заняться.
чтобы разрешить их в ближайшие же (дни; д) немедленно разрешить вопрос!о материальных средствах для курсов!путем рационального перераспределения имеющихся средств и изыскания новых; е) в боевом порядке должен быть разрешен вопрос об обеспечении курсов необходимым количеством учебников и учебных пособий. Кроме того, в библиотеках ВУЗов, техникумов, школ и у отдельных студентов можно найти огромное количество учебников, которые потеряли свою реальную ценность для них, но будут очень полезны ! для курсантов. Нужно ликвидировать курсовые советы. За качество работы [должен отвечать завкурсами совместно ; с преподавателями, но необходимо усилить персональную ответственность каждого за свой участок работы. ДЛР разрешения общих вопросов текущей учебно-производственной деятельности нужно периодически созывать производственные совещания.
На курсах с большим составом слушателей необходимо организовать курсантское бюро, которое будет осуществлять массовый контроль над работой курсов, следить и принимать меры общественного воздействия в отношении нарушающих трудовую дисциплину, будет осуществлять связь с сответствующими организациями предприятий и т. д. и т. п.
В заключение следует отметить, что подготовке рабочих во ВТУЗы нет надлежащего внимания. То, что в этом отношении делалось до сих пор, далеко недостаточно. Так продолжаться больше не может. Подготовка рабочих, во ВУзы важнейшая задача партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. 3. Г и м р а н о в.