«Изменение организационных форм работы на предприятиях связало с осуществлением задач индустриализации страны и означает поворот лицом к цеху». (Каганович. Орготчет ЦК на XVI съезде).
Перестройка организационных форм и методов партийной работы на предприятии связана с решениями XVI партсъезда. Действительная, не формальная перестройка должна выражаться в решительном повороте партийных организаций лицом к низовым звеньям производства (бригада, агрегат, отделение, комплект и т. д.) .
Опыт партработы в Заречье показывает, что лицом к производству мы, конечно, повернулись. В настоящее время нет ни одной ячейки, которая бы не занималась вопросом производства. Но весь вопрос сейчас состоит в том, как и насколько они повернулись лицом к производству. Ведь выполнение лозунга «лицом к цеху» прежде всего зависит от того, насколько каждый коммунист проникся этим лозунгом, ибо партколлектив организовать и влиять на массы может только через коммуниста, непосредственно стоящего у станка. Правильная расстановка коммунистов в цехе, правильное руководство низовыми звеньями — это основное в перестройке партработы. Анализируя этот участок приходится констатировать, что именно здесь наше слабое место.
Группорги у нас везде имеются, но таких организаторов, которые бы действительно руководили, очень мало. Прежде всего, нужно отметить, что качественный состав наших группоргов очень низок, Среди них есть кандидаты партии (пятая фабрика). Есть организаторы, которые плетутся в хвосте отсталых настроений. Есть даже не платящие членских взносов по четыре месяца. Конечно, некоторые организаторы очень серьезно занимаются вопросами производства, ростом партии, политвоспитанием (на шестой фабрике почти вое вопросы проводятся через них, есть они и на текстильной фабрике). Но все же главная масса группоргов пока занята только извещениями о собраниях, да разными объявлениями.
Почему же до сих пор группорги не являются действительными руководителями своих групп? Почему, скажем, на швейных фабриках браковщица отвечает за выполнение плана своей группы, а организатор этим планом не интересуется? Да потому, что парторганизации не руководят этой отраслью работы. Не только не руководят, но некоторые (например, руководители кожзавода, кое-кто из руководителей текстильной фабрики и завода № 40 им. Ленина) даже не знают, есть ли у них группорги
В связи с перевыборами бюро ячеек, Заречный райком совершенно правильно ставит вопрос о том, чтобы отчеты начать именно с отче та групповых организаторов, дабы таким образом приковать к этому вопросу внимание всей парторганизации. Партийная работа на предприятиях не оживится, если мы сейчас же не превратим работу группоргов в действительно боевую работу, мобилизующую массы на борьбу за высокие темпы производства непосредственно у станка и машин. Не налаживая работу группоргов, нам трудно добиться активного участия коммунистов в ударных бригадах и социалистическом соревновании (на кожзаводе 27 процентов, на текстильной фабрике 50 процентов и т .д. ударников и соревнующихся партийцев).
Сейчас необходимо постоянное живое руководство групповыми организаторами. Важно, отвести специальные дни для группового партсобраний, хотя бы, два раза в месяц), дни — для совещания группоргов в масштабе цеха и завода.
В перестройке партработы очень серьезную роль играет система секторов или участков. После директивы ЦК и ОК почти во всех производственных ячейках были созданы секторы. Но дальше этого большинство ячеек не пошло. Есть лишь отдельные организации, где некоторые секторы работают. Наиболее жизненными секторами оказались секторы по росту партии (работают при парткоме завода № 40 имени Ленина, цеховая ячейка ткацкой фабрики), отчасти — учебы и агитмассовые, но остальные не работают. Основная причина, конечно, — недооценка новых форм коллективами и ячейками.
В связи с перевыборами бюро ячеек в наших условиях нужно обратить особенное внимание на роль секторов внутрипартийной работы, потому что эта работа является наиболее узким местом. Возьмем партдисциплину. Посещение собраний не больше 50-60 процентов, а уплата членских взносов из рук вон плоха. На заводе № 40 имени Ленина к 10 ноября неуплативших больше трех месяцев — 200 человек, т. е. организации ( из них 55 человек больше 8 месяцев); на текстильной фабрике — 168 человек, из них добрая половина не платила больше 9-10 месяцев; на пятой фабрике — 28 человек и т. д. и т. п.
С переводом из кандидатов в члены партии тоже весьма неблагополучно. Много кандидатов ходят -с «подпольным» стажем. Например, на заводе № 40 им. Ленина «сверхсрочников» 179 человек, на текстильной фабрике 99 человек, на кожзавод 27 человек и т. д.
Виноваты ли здесь только отдельные коммунисты? Конечно, нет. Виноваты здесь наши партячейки.
Вышеуказанные факты ярко говорят о том, что большинство наших ячеек перестроилось формально, а это бесспорно элементу правого оппортунизма. Поэтому нынешняя перевыборная кампания должна прежде всего пройти под лозунгом перестройки партработы на предприятиях.
Мангушев.