С 1 января по 1 февраля 1931 года в Татарии объявлен месячник по окончательному переходу на яналиф во всех советских, кооперативно-хозяйственных учреждениях, во всех профсоюзных и других общественных организациях, а также во всей периодической и непериодической печати. А до «того мы должны произвести самую широкую проверку готовности к этому переходу, принять все зависните меры к окончательному приспособлению аппаратов и к окончательной ликвидации неграмотности среди трудящихся татар, в первую очередь, среди рабочих, бедноты и колхозников, в особенности среди женщин.
Все основные условия для осуществления такого перехода у нас налицо. Трехлетняя ожесточенная борьба трудящихся Татарии за яналиф, схватка с нашими классовыми врагами, в лице кулачества, духовенства и буржуазной интеллигенции, на этом фронте всецело показали, что широчайшие слои трудящихся татар безусловно стоят за яналиф и уже на опыте убедились в том, какое могущественное орудие приобрели они при переходе на яналиф в деле преодоления своей культурной отсталости и приобщения к интернациональной культуре. Один тот факт, что нам только за последние два года удалось ликвидировать неграмотность по яналифу больше, чем у 400.000 трудящихся— один этот факт со всей очевидностью показывает огромное преимущество яналифа над арабским алфавитом и все банкротство его противников.
С объявлением месячника мы вступаем в последнюю стадию борьбы за яналиф, делаем в этом отношении последний удар по нашим классовым врагам, поэтому месячник
приобретает исключительно большое политическое значение. Сумеем ли мы обеспечить окончательную победу яналифа и на этой последней стадии? Да, мы можем и должны обеспечить эту победу.
Для этого требуется лишь энергичная большевистская работа н уменье мобилизовать вокруг этих задач инициативу и энергию самих трудящихся. Можем-ли мы сказать, что все необходимое для этого у нас уже делается? К сожалению, не можем. Вот уже скоро две недели, как было объявлено постановление! Бюро 0К по этому вопросу, а сколько - нибудь заметной работы не чувствуется, в некоторых наших районах продолжается самое недопустимое, явно оппортунистическое отношение не только к яналифу, но и вообще к вопросам культурной революции и практическому разрешению национального «опроса, например: пленум Арского районного комитета партии составил по докладу об итогах пленума 0К и ОКК длиннейшую резолюцию, упустив при этом вопросы культурного строительства и национальной политики. Тоже самое имело место на заседании бюро при окончательной редактировании резолюции.
Само собой понятно, если будет продолжаться и впредь такое отношение, то заранее надо сказать, что мы не только не обеспечим победу яналифа на этой последней стадии борьбы, а определенно его провалим, поэтому мы требуем от всех наших областных и районных организаций максимального внимания к месячнику с тем, чтобы все задачи, которые возлагаются постановлением бюро ОК на наши партийные, советские и другие общественные организации, были безоговорочно выполнены.
Г. Касымов