По чему другому, как не по практической работе нужно оценивать качество перестройки и состояние районного аппарата? Но вот эта самая практическая работа, факты организационной неоформленности, какая-то тенденция „привыкнуть, обжиться на новосельи“, неукомплектованность районного аппарата кадрами,—все это свидетельствует, что район еще не включился на ходу в бурные темпы социалистического строительства.
Вчера, касаясь прорывов в выполнении планов мобилизации денежных ресурсов, мы уже отмечали возмутительные факты, когда финансовые органы в ряде районов являют собой „пустое место" и не имеют до сих пор районных заданий. Нужно отметить, что это отсутствие районных заданий наблюдается не только по линии финансового аппарата. До сего времени Татхлебсоюз не может контролировать работу районных коопсоюзов по проведению контрактации озимых посевов, потому что не знает, как были разбиты по районам ранее составленные кантонные планы. Все это произошло потому, что зачастую без серьезной подготовки, сперва ничего не предпринимая, а потом наспех и непродуманно были свернуты кантонные учреждения, а параллельно этому действительная организация и закрепление райаппарата отсутствовали.
Разве не знаменательно в этом отношении сообщение одного товарища из Бугульмы, что аппарат Бугульминского района попрежнему чувствует себя в "кантмасштабе“, а работники вновь созданных районов, хотя уже и „самостоятельны", но ездят в Бугульму „советоваться", а с Казанью связи не имеют.
В Елабужском районе еще поныне здравствуют учреждения в „волостном масштабе".
В значительной своей части эти ошибки коренятся в недопустимо казенном, бюрократическом отношении центрального аппарата к районной реформе. Мероприятия по ликвидации кантонов и организации районов потребовали от наркоматов, от прочих центральных учреждений коренной перестройки и исключительного усиления организационно-инструкторских и плановых отделов. Но где заметно это усиление? По-прежнему Наркомзем не знает, как практически преломляются на местах его директивы и указания, и мало того, что Наркомзем не имеет связи с селом,—он не знает, как обстоит дело в районных центрах с силосом, с зябкой, с сортовыми посевами.
Наркомфин с превеликим трудом получает цифровые сводки о поступлении крестьянских платежей, но о фактическом состоянии налогово-финансовой работы в районах представления не имеет.
Наркомторг с районной перестройкой „поспешает" такими черепашьими темпами, что не всюду еще имеет своих районных уполномоченных и сносится пока еще с, блаженной памяти, кантонными центрами.
Наконец, одной из самых основных бед, тормозящих закрепление района, является безлюдье.
Задолго до организации районов центральные учреждения предупреждались о необходимости немедленно выявить потребные кадры для районных звеньев своей системы, наметить людей и безотлагательно бросить их на места.
Что же получилось? Получилась возмутительная проволочка с укомплектованием районных аппаратов. До сего времени почти во всех точках районных аппаратов ощущается голод в людях. Пустуют столы. Нет руководящих работников, нет специалистов. Нет счетоводов и канцеляристов.
Одним из тяжелых упреков, который мы бросаем центральному аппарату, это—неумение своевременно обеспечить укомплектование районов людьми, это мягкотелость по отношению к шкурникам, дезертирам, отказавшимся ехать в районы.
Неукомплектован аппарат Пестречинского рика, нехватает людей в Бавлах, Тумутуке, Альметьеве...
С этим пора решительно покончить! Организуемая РКИ проверка даст полную картину неполадок, мешающих району выполнить свое назначение. Решительно борясь с дезертирами, этими "блуждающими звездами", никак немогущими „доехать" в район, обеспечив наряду с этим выполнение директив ЦК о закреплении за районами 90 проц. кантонных работников, готовя району кадры советско-кооперативного и хозяйственного аппарата,—обеспечим боеспособность этого основного звена социалистического строительства в деревне.
Задачи, стоящие перед сельским хозяйством в 1930 -31 году: строительство совхозов, вовлечение новых масс бедняков и середняков в колхозы, дальнейшее хозяйственное и организационное укрепление колхозов, дальнейшее развитие зернового хозяйства, форсированное развитие животноводства и технических культур, — требуют мобилизации всех сил специалистов сельского хозяйства на борьбу за их выполнение, на борьбу с наглеющим кулачеством и имеющимися право-оппортунистическими тенденциями, тормозящими осуществление этих задач.
Вместо мобилизации своих сил и знаний для борьбы с прорывами в области сельского хозяйства и обеспечения усиленного выполнения программы третьего года пятилетки, некоторая часть сельскохозяйственных специалистов, используя период районирования, перебегает с места на место и даже уезжает в другие области в поисках «хорошей службы», а отдельные специалисты прямо дезертируют с тех мест, куда их назначают. Значительная масса сельскохозяйственных специалистов относится примиренчески к этим явлениям, а хозяйственные организации своим нерациональным распределением и использованием, а иногда и переманиванием специалистов способствуют этому.
Обращая на это внимание всей массы с.-х. специалистов, ТСПС, ТМБИТ и областное бюро с.-х. ИТС призывают к решительной борьбе с этими позорными для специалистов явлениями, не останавливаясь перед исключением из ИТС и союза злостных дезертиров, организуя в ответ дезертирам и перебежчикам, по примеру специалистов промышленности, социалистическую самоконтрактацию —работать до конца пятилетки в данном колхозе, совхозе или районе.
В ответ перебежчикам, дезертирам и рвачам, ТСПС, ТМБИТ и областное бюро с.-х. ИТС призывают специалистов сельского хозяйства мобилизовать всю свою энергию на выполнение постановления правительства Татреспублики от 12 сентября 1930 года об очередных осенних мероприятиях по подъёму сельского хозяйства (см. «Красную Татарию» от 14 сентября 1930 года) проявляя максимум производственно-технической инициативы. Специалисты сельского хозяйства должны организовать решительную борьбу с настроениями самотека в колхозном движении, имеющимися у части специалистов, и на основе решительной борьбы с кулаком и право-оппортунистическими установками развернуть массовую работу с бедняком и середняком по вовлечению их на добровольных началах в колхозы, проявляя максимум энергии в деле укрепления колхозов.
В ответ на призыв ленинского ЦК еще теснее сплотим свои ряды вокруг коммунистической партии и под ее руководством с еще большей настойчивостью на борьбу за социалистическое земледелие!
Ударной работой, социалистической самоконтрактацией ответим на призыв партии! Позор перебежчикам, дезертирам и рвачам!
ТСПС, ТМБИТ, Облбюро с-х. ИТС.
В Пестречинский райфинотдел инструктором по с.-х. налогу был назначен Голубев, работавший в Арском кантфинотделе. Голубев от поездки в район категорически отказался и уехал неизвестно куда.
На работу в качестве инспектора Госстраха был назначен страхагент Тюлячинской волости Еникеев. Он тоже категорически отказался ехать в район, по тем мотивам, что его ззовут работать в контору Татстраха.
Президиум рика в заседании от 11 сентября решил через газету "Красная Татария" объявить Голубева и Еникеева дезертирами трудового фронта.
ПРОФСОЮЗЫ ЕЩЕ НЕ ПЕРЕСТРОИЛИСЬ
На территории бывшего Спасского кантона созданы два района — Спасский и Алькеевский, при чем часть селений кантона отошла во вновь организованные Алексеевский, Билярский и Чистопольский районы.
Боевой лозунг партии о том, чтобы провести районирование на-ходу, без ущерба для развертывания хлебозаготовок, Спасской и Алькеевской организациями в основном выполнен.
Центром Алькеевского района временно, в силу отсутствия в селе Н.Алькееве помещений для районных учреждений, установлено село Б. Матаки (за 15 верст от Н. Алькеева). В Б. Матаках сейчас идет ремонт помещения, на что убивается около 10.000 рублей, а между тем на эти деньги можно соорудить хотя бы одно здание в настоящем центре района — Н. Алькееве.
Вторым недостатком является упорное нежелание части коммунистов, работавших в бывшем кантонном центре, ехать во вновь организованный район и селения. Такие настроения особенно сильны в среде технических работников, при чем профсоюзные органы не оказывают на уклоняющихся никакого воздействия. Только меры, принятые на основе решения ЦК ВКП(б), дали возможность укрепить вновь организованные районы: туда направлено около 40 коммунистов и комсомольцев. В настоящее время идет укрепление районов специалистами из кантонного центра.
Райконференции и съезды советов, особенно в Алькеевском районе, прошли с большим подъёмом. Например, Алькеевский район к первому съезду советов организовал красный обоз в 40.000 пудов хлеба. Спасский съезд советов выпустил обращение ко всем колхозникам и единоличникам - беднякам и середнякам, призывающее их выполнить план хлебозаготовок к 15 октября.
Опоздали с районированием своего аппарата профсоюзы - до сих пор, из-за неповоротливости руководителей профсоюзной работы, в Алькеевском районе не созданы районные органы профсоюзов.
Абдюшев.
ПРОВЕРИТЬ, КАК ПРОШЛО РАЙОНИРОВАНИЕ, КАК ПЕРЕСТРОИЛСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ
С 25 сентября НКРКИ ТР приступает к проверке выполнения решений XVI партсъезда о районировании.
Проверка должна показать, насколько приблизился советский и хозяйственно-кооперативный аппарат к району и селу, так как "сюда стекаются вити колхозного строительства и всякой другой хозяйственной работы в деревне, и по линии кооперации, и по линии советов, и по линии кредитов, и по линии заготовок". (Сталин, из доклада на XVI партсъезде).
Одновременно необходимо проверить и то, насколько перестроился центральный аппарат. Выполнены ли директивы ОК ВКП (б) и правительства ТР об усилении организационно-инструкторских и плановых отделов центральных органов, о сокращении в них лишних звеньев, о четком разграничении прав и функций и о практической помощи местам в районировании, особенно в части подготовки и подбора работников, о выделении лучших из центрального аппарата для посылки в районы.
Обследование должно охватить 17 центральных наркоматов и учреждений—ЦИК, СНК и Госплан, Татколхоз- союз, Татсоюз, почту и телеграф, Госбанк, Колхозбанк, ряд наркоматов и 8 районов, из которых 3—ранее существовавшие и 5—вновь организованные.
В процессе обследования необходимо изучить и практические результаты районирования.
Проверку выполнения директив партии по районированию необходимо увязать с проверкой выполнения директивы партсъезда и по национальному вопросу. Надо просмотреть, насколько правильно проведена эта директива при районировании и как она осуществляется районными и центральными организациями.
Значительное место в обследовании должно быть уделено вопросу, в какой мере к делу районирования привлекалась рабоче-крестьянская масса.
Проверка должна пройти при широком участии рабочих и деревенского актива. Партийные и комсомольские ячейки, фабзавкомы, месткомы предприятий в лице шефских бригад, группы бедноты и т. п. должны помочь органам РКИ в проведении этого серьезнейшего мероприятия, выделив для этой цели лучших своих представителей.
Пленум ОКК, созываемый во второй половине октября, подведет итоги районирования.
В.Шишкин