Огромное большинство школ Казани и тем более в кантонах не могли при-ступить к нормальным занятиям с 1 сентября—официального начала учеб-ного года. Некоторые школы Казани приступают к занятиям только с 15 сентября. К всеобучу мы оказались не готовы.
Еще не учтены переростки, лишь кое- где этот учет ведется, а некоторые школы не приступали к нему до конца августа.
В школы все еще прибывают дети, каким то образом избежавшие весенней переписи. Таких по некоторым школам набирается до 30 и более процентов.
Почти не учтена материальная нуж-даемость детей. Школы города ничего не сделали чтобы изыскать общественные средства для обеспечения нуждающихся детей обувью, одеждой, горячими завтраками и пр. Сельские школы для этого собрали до 600 тысяч рублей об-щественных средств, а городские школы все еще возлагают надежды на Наркомпрос.
С ремонтом прорыв. Средства Нар- компроса недостаточны. Подвоз мате-риалов обходится очень дорого, отпуск их задерживается—некоторые школы оставляют ремонт до будущего лета (школа № 13).
Школы еще не провели родительских собраний, не выступили среди промышленных рабочих и не связались с общественными, хозяйственными и другими организациями. Лишь школа № 5,
II ступени, Вахитовская школа и некоторые школы в Заречье проводили кое-какую раз‘яснительную работу на фабриках и заводах, наладили связь. Эти школы добились отклика рабочей массы и их помощи.
Комиссиям содействия и школам надо сильнее и энергичнее вести разъясни- тельную работу.
Надо начать, наконец, поход в учреждения, клубы, заводы, чтобы собрать для школьных нужд лишние столы, скамьи, шкафы, стулья. Разве мало в дебрях канцелярий наших учреждений этого добра! Наркомпрос и Облпрос выделяют из своих канцелярий по 5—6 столов для школ. Этому хорошему примеру должны последовать все другие учреждения. В педтехникуме Казани, после объединения татарского, кряшен- ского, русского * и чувашского подтех- никумов, в корридорах, кабинетах навалены горы мебели—надо ее использо-вать. пока не поломалась...
Пора, наконец, развить ударничество и соцсоревнование среди школ и районных комиссий содействия по лучшей разъяснительной работе, связи с общественными организациями и изысканию общественных средств, быстрому до- учету детей, своевременному началу занятий и т. д
Еще ни одна школа не взяла на себя этой инициативы—кто первая? Купцов.