Шариф Камал родился в 1884 году в деревне Пешля, Инсарского уезда, Пензенской губернии. До 17-летнего возраста учился в медрессе села Лебяжьего недалеко от своей деревни.
Писатель принадлежит к крупной татарской интеллигенции. Но он с первых же дней революции безоговорочно примкнул к победившему пролетариату, и в 1919 году уже вступил в ряды коммуни-стической партии.
Писать Шариф Камал начал в 1909 году. Первое его произведение — рассказ «Пробуждение». До революции написано свыше 35 мелких рассказов, большая повесть «Чайки» (отрывок из которой печатаем в этом номере) и комедия «Господин Хаджи женится»..Во время войны и революции Шариф Камал не писал. За последние годы им написано пять мелких рассказов, три драматических произведения: «Узлы», «Огонь», «В гнезде коршунов» и роман «На заре».
Шариф Камал первый в дорееолюцион- I ной татарской литературе берет сюжеты из рабочего быта. В его мелких рассказах и в повести «Чайки» изображаются преимущественно чернорабочие татары - сезонники каспийских промыслов, кавказских железньК дорог, бакинских нефтяных промыслов и т. д. Их жизнь, быт, условия труда, их стремления и недовольство — правдиво переданы автором. Шариф Камал близко знает то, о чем он пишет, поэтому в его рассказах нет натянутости, деланности.
Творчество Камала делится на два отличных друг от друга периода — дореволюционный или вернее довоенный и послереволюционный. Изображая жизнь, быт, стремления и недовольства сезонного пролетариата, Шариф Камал до революции оставался мелкобуржуазным писателем.
«Он чувствовал себя побежденным, обманутым и ему хотелось сказать какое- то сильное и резкое слово. Хотелось ко- га-то громко ругать, кричать, хотелось доказать, что они угнетатели. Но кого именно — он не знал» — писал Шариф Камал в рассказе «Сугбай» (Зимогор) в 1910 г. про своего героя. Этими словами можно охарактеризовать творчество Ша- рифа. Он чувствовал, что вокруг — угнетение, обман, он хотел говорить резкие слова, хотел кого-то ругать, но кого... он не знал и в его дореволюционных произведениях мы не видим классовой установки.
Революция указала Шарифу Камалу, кого следует винить в угнетении, кого следует «ругать». В романе «На заре» и в драме «Огонь» он уже твердо это знает. Шариф Камал после революции из года в год все больше и больше отходит от романтизма и мелкобуржуазного лиризма и приближается к пролетарскому реализму.