Волга имеет больше 500 сплавных притоков. Никогда эта великая водная система не видала такого оживления и такой нагрузки, какая дана ей вторым годом нашей пятилетки. В навигацию текущего года будет спущено транзитом 10.430.744 кубических метра древесины,— на 50 процентов больше, чем в прошлом году и в 10 раз больше, чем сплавляли лесопромышленники в 1913 году.
Как мы готовимся сплавить эту древесину по Волге?
Нельзя сказать, чтобы подготовка шла удовлетворительно. В некоторых отношениях она даже весьма слаба.
Самый больной вопрос это — такелажный. Для обеспечения сплава полностью такелажем нехватает цинковых, варовен- ных и цепных плотовых лежней 561.270 погонных метров, или 25,8 процента по-требности; шейм и сук нехватает 1.254 шт., или 24,5 процента, якорей крупных (в две тонны и больше) нехватает 286 шт., или 31 процент; якорей мелких (до полу- тонны весом) нехватает 390 штук, или 30 процентов; лотов чугунных (до 3 трнн йесом каждый) нехватает 72 штуки, или
4 процента.
Кто виноват в этом? Наши заводы, которые не могут обеспечить потребности сплава? Хозяйственники, которые не учли этого? Или те и другие вместе?
Дело в том, что в начале нынешнего планового года было решено ввести на многих реках СССР систему волжского сплава, о которой там раньше и понятия не имели. На одной Северной Двине будут сплавлять волжским способом 20 миллионов кубометров, т. е. почти вдвое больше, чем на Волге. Прибавьте к этому многоводный Енисей и Днепр. Раньше на этих реках существовал свой способ сплава без тяжелого и сложного волжского такелажа, но такой способ оказался убыточным. Кбгда ввели волжский способ сплава, потребовались новые миллионы металла и тысячи километров снастей. К этому заводы не подготовились. Вот в чем основная причина такелажного кризиса.
Но есть и другого рода причины. Это — собственнические инстинкты наших ле- соорганизаций, унаследованные от старых лесопромышленников.
— Мой якорь! Моя снасть! Пусть лежит на складе. Другим я давать не желаю.
В результате ряд вопиющих фактов беспардонного бюрократизма. Завод Фа- неродвинолеса в Татарии, имея на складах излишки такелажа, отказался сдать его тресту Севвотлеса, несмотря на по-становление СТО и распоряжение начальника сплава, дважды ^повторенное. . Пришлось обратиться к прокурору.
Многие организации совершенно не дают сведений об имеющемся у них свободном такелаже.
Приходится обыскивать склады и рейды. Бывает, что имущество бесхозяйственно валяется на берегу реки, но стоит его забрать, как тотчас же является хозяин за' получением «гонорара».
Почти такой же острой является и нужда в пароходах. Казанское отделение Госпароходства внесло в междуведомственную комиссию проект отобрания флота, стоящего на ремонте в затонах ТР и принадлежащего Марийской области. Против этого марийцы, вероятно, будит возражать. Ясно, что пароходы без дела стоять не будут, они в план работы внесены и состоят на учете. Госпароход- стВу необходимо подыскать другие пути. Возможен перевод пароходов на 3 смежны и на работу круглые сутки, но об ударности и социалистическом соревно- | вании на пароходах пока ничего не слышно. Не отстает от Госпароходства и ве- • домство путей сообщения, до сих пор маринующее проекты сплавного совещания' Волжского транзитного района, выработанные для облегчения прохождения плотов по Волге.
Большие затруднения со спецодеждой. Нет даже рукавиц. На марийских реках срывается погрузка древесины в плоты из-за того, что нет бахил. О сапогах сплавщики уже и не думают. Нижне- волжский леспромхоз срочно посылает начальнику сплава телеграмму о высылке тысячи рукавиц, «по забывчивости» не внесенных в план осени. Марийцы просят тысячу пар бахил. Но где вы были раньше, товарищи?..
На транзитный сплав требуется свыше 28 тысяч рабочих - сплавщиков. Такого количества квалифицированных работников нет. 50 процентов будет работать таких рабочих, которые понятия не имеют
о сплаве. Некоторые организации до сих пор еще не заключили трудовых договоров. Идет путаница при переброске рабочей силы из одного района в другой.
Нельзя не отметить крайней инертности лесоорганизаций в подготовке кадров по сплаву. На казанские курсы по сплаву приходилось вытаскивать курсантов чуть не силой. Только благодаря нажиму РКИ, стали поступать стипендии. Тат- лесотрест до сих пор обижается, почему его «обложили» 20 курсантами, а не 5. Крайне слабо была проведена вербовка в школу лоцманов. До сих пор, как известно, на сплаве приходится" пользоваться услугами старых специалистов - лишенцев. О вербовке бедняков, способных вести плоты, говорили еще с осени, но до настоящего времени прислано на курсы всего шесть человек. Неужели среди 30- тысячной армий сплавных рабочих транзита и 40-тысячной армии первоначального сплава не нашлось желающих держать экзамен, кроме этих шести человек?
Очень слабо поставлена на сплаве культурная работа. Союз в этой области далеко не забирается. Не нужно забывать, что на транзитных плотах, этих плову- чих островах, живет до сорока рабочих, варящихся в собственном соку, сдобренном водкой. Нет ни газет, ни книг, ни культруководителей.
В целом сплаз вышел из состояния близкого к катастрофе, в каком он находился до марта, но и теперь не менее, как на 25 процентов, он находится в состоянии «на авось». Это положение надо изжить. Надо добиться, чтобы вся древесина до последнего бревна пришла на место приплава. От этого зависит и работа Тракторостроя в Сталинграде, и успехи строительства в Донецком бассейне и на нефтяных промыслах :Баку, и ловля . рыбы в . Каспийском море. Программа второго года пятилетки должна быть выполнена целиком и полностью.
Ив. Александров.