Ведущая роль колхозов в деревне сказывается не только в хозяйстве, но и в области культуры. Особенно заметны результаты в отношении дошкольного воспитания. Из 80 детсадов, имеющихся в сельской местности, 62 находятся в колхозах, из них около 50 процентов содержится на средства общественности.
Судьбы школ колхозной молодежи кровно связаны с колхозным движением и повседневной работой колхозов. Слияние учхозов ШКМ с хозяйством колхозов приняло широкий размах. Новые ШКМ чаще всего организуются при крупных колхозах.
Всеобуч в колхозах проходит с гораздо большим успехом, чем в единоличном секторе-деревни. Материальная помощь учащимся детям колхозников оказывается более полно и в первую очередь. Так ,например, в Казанском районе процент обеспеченности обувью и одеждой к общему числу нуждающихся учащихся составляет 20 процентов, дети рабочих учащиеся ФЗС обеспечены на 100 процентов, учащиеся школ I ступени, дети рабочих и коммунаров — на 70 процентов и дети колхозников — на 40 процентов. Охват школьников и переростков в колхозах гораздо выше, чем у единоличников. Школы прикрепляются к колхозам, увязывая работу с производством и общественной жизнью колхоза.
Однако, имеющиеся по республике, отдельным районам и школам достижения ни в коей мере не должны создавать чуства успокоения и благополучия.
В ряде районов (Кукмор, Нурлаты и др.) всеобуч в колхозах идет самотеком, РОНО успокаивается тем, что введение всеобуча одинаково обязательно для всех «вообще». Особенно плохо обстоит дело с обслуживанием небольших поселков- колхозов. Поселок Карагуз, Теньковского района, например, имеющий около 15 человек детей, подлежащих всеобучу, и расположенный в 5 верстах от ближайшей школы, школой ни в коей мере не обслуживается. О них все забыли, не забыли лишь сельсоветчики,которые вместо разъяснения о всеобуче и организации общественного подвоза или общежития, запугивают колхозников штрафами и принудработами за необучение детей. \
До сего времени ничего не делается по шефству, ни обществом содействия коллективизации деревни, ни школами 11 ступени, ни пед- техникумом' (имеющими в районах около 500 человек своих учащихся).
Не сдвинулся (ограничившись лишь циркуляром), и не включился в борьбу за всеобуч и Колхозсоюз. Местные Колхозсоюз в работе по всеобучу никакого участия не принимают и попрежнему вся тяжесть работы лежит на плечах ОНО.
Оживление шефской работы, посылка в деревню культкомбайнов (бригады из 5-10 человек в составе: инспектора по просвещению, политпросветработника, радиста, киномеханика, кооператора, культармейцев из рабочих и т. д.) и организация культпостов (бригад культармейцев, работающих по закреплению достижений и опыта культэстафеты) и единых планов действия общественности и организаций на местах — основные формы, через которые миллионная армия трудящихся пойдет в решающий и последний бой за всеобуч.
Петров.