В конце августа мне удалось беседовать с профессором Московского университета Ивановым о Сюкеевских нефтяных залежах. Я задал ему ряд вопросов: есть ли какие-либо признаки присутствия нефти в Сюкеевском районе ТР и если есть, то можно ли рассчитывать на добычу здесь нефти промышленного значения, нет ли у профессора письменных трудов о Сюкеевских залежах, не может ли профессор сказать что либо о специалисте английского нефтяного общества Сечерленде, работавшем в 1913 году на Сюкеевских нефтяных промыслах, не сохранилось ли где либо планов, проектов, смет Сюкеевских промыслов, составленных этим специалистом; правда ли, что битуминозные известняки Сюкеевских гор содержат в себе бензин, керосин, парафиновый воск, асфальт, ихтиол и пр. масла в могут ли они иметь при разработке промышленное значение.
Профессор ответил следующее: «Признаки присутствия нефти в Сюкеевском районе давно известны многим геологам, во определенно утверждать, что в недрах Сюкеевских гор находится такое-то количество нефти, конечно, нельзя. Наличие нефти и ее количество можно наверняка определить только путем бурения. Англичане до революции производили в Сюкеевском районе бурение. Но в 1914 году они прекратили свою работу, что наверное произошло по случаю войны. Глубокого бурения, дающего исчерпывающие результаты, там не было произведено.
Сечерленд, по происхождению шотландец, строил за границей нефте-перегонные заводы; о том, где находятся составленные им планы, сметы и пр. мне неизвестно, наверное, он увез их с собой.
Битуминозные залежи Сюкеевских гор достойны самого серьезного внимания, битумизированные породы обнаруживаются здесь на протяжении более десяти километров, породы богаты по содержанию, но какие продукты а в какой, пропорции они содержат, кажется, еще в точности не выяснено, но выходы эти несомненно имеют промышленное значение.
В Ленинграде есть хорошие специалисты, которые могут быть полезны при исследовательских работах, есть лаборатории а заводы. Например, Ленинградское сланцеобъединение может вырабатывать на Осташковском заводе (Тверская губ.) ихтиол, там могут сделать опробование и ва другие продукты. В Московском Госинстроме, также могут опробовать породы на асфальт и прочие продукты».
После этого я выехал в Ленинград, где побывал в учреждениях, причастных к исследовательскому делу. Ленинградское сланцеобъединение обещалось выработать из наших пород ихтиол, если мы будем иметь разрешение на это от Центрального управления сланцеобъединения. На возвратном пути, в Московской лаборатории битум-асфальта, узнал следующее: В 1927 году на возможность промышленного значения асфальта Сюкеевского района указал профессор Розанов. В 1929 году этот профессор решил уже поставить ориентировочное опробование пород этого месторождения и поручил это одному московскому геологу, который вы- яснил, что сюкеевские («лежи простираются на десятки километров.
По подсчетам, сделанным на основе исследований московского геолога, запас асфальта в этом районе равен 144.000.000 тонн. Зав. лабораторией битум-асфальта Госинстрома А. Н. Паршин, сопоставляя характеристику сызранского и сюкеевско-асфальта, говорит, что сюкеевский асфальт отличается чрезвычайно тонкой кристаллической структурой.— Сызранские асфальты, — говорит он, — слишком жестки и их битум очень тверд, трудноплавок и потому в чистом виде мало применим в строительстве; его употребляют обыкновенно с примесью природного битума бахиловского, Шугуровского или подходящего нефтяного.
В сюкеевском асфальте подобный битум, по словам Паршина, имеется в готовом виде в соединении с минеральной породой, поэтому этот асфальт удобен в дорожном строительстве, так как может применяться без сложных технологических переработок. — Химическое исследование Сюкеевского битума показало, — говорит А. Н. Паршин, — что этот битум весьма легкоплавкий, при нагревании до 110 градусов теряет в весе от улетучивания различных веществ до 25 процентов.
Анализ битума следующий: масла — 71,73 процента, смолы — 21,53 процента, асфальтены — 6,74 процента. А Н Паршин познакомил меня с цифровыми данными, полученными им от профессора Казанского университета Богородского. Профессор Богородский пишет: «100 пудов породы Сюкеевских гор дают 6 пудов горючего битума, из которого мазутообразный остаток разгонки, оказался равным 53,3 процента. Порода содержит 11,9 процента битума».
Из всего этого А. Н. Паршин делает вывод, что Сюкеевский район с успехом может стать сырьевой базой асфальтовой промышленности.
Организация асфальтовой промышленности в этом районе не только возможна, но и необходима. Иметь огромные залежи лучшего асфальта на берегу такой судоходной реки, как Волга и держать это сырьевое богатство в необработанном виде, — в современных условиях нашего строительства, было бы преступлением.
На-днях ожидается прибытке в Сюкеевский район изыскательной партии Московского районного геологического разведочного управления. Московские геологи произведут здесь разведучную работу и попутно сделают выемку битуминовых пород в количестве, достаточном для производства асфальта заводским способом и отправят ее в Москву. Выработка асфальта из Сюкеевских битуминозных пород заводским способом — это опробование будет уже окончательным испытанием, последним этапом исследовательской работы. Татсовнархоз принимает все меры к облегчению работ московской партии геологов, Татсовнархоз будет помогать москвичам в вербовке рабочей силы, даст необходимые инструменты для земляных работ — лопаты, топоры, кирки, мотыги, даст железную тару для отправки породы в Москву, предоставит в распоряжение партии необходимые перевозочные средства. Партия московских геологов предполагает закончить свою работу в Сюкеевском районе в течение трех недель.
Не нужно забывать, что, как это видно из анализа Госинстрома, породы Сюкеевских гор содержат в битумах только 7 процентов асфальта, остальные 93 процента битума составляют разные масла и смолы, быть может более ценные, чем асфальт, которые при выработке асфальта улетучиваются.
Весьма возможно, что специалист английского нефтяного общества Сечер- ленд и прав, когда он говорил, что заводским способом из битуминозных залежей Сюкеевских гор можно добывать бензин, керосин, тяжелую нефть, парафин, асфальт и ср. ежегодно на миллионы рублей
Раз возможно добывать асфальт, почему же нельзя добывать и другие продукты, перечисленные Сечерлендом? На это нужно обратить серьезное внимание. Надо провести более глубокое изучение Сюкеевских пород, надо исследовательскую работу распространить и на другие продукты битума, для этого надо послать породы и в Москву и в Ленинград, кое-что можно проделать и здесь у нас, в Казани.
Вместе с тем, что бы там ни говорили трусы и маловеры, нам не следует откладывать в долгий ящик проведение основной работы по добыче жидкой нефти. Надо испробовать глубокое бурение — этот верный способ выявления скрытых от наших взоров богатств Татарии.
Исхак Казаков.