СТИХИЯ БЕСПЛАНОВОСТИ В С.-Х. ИНСТИТУТЕ

"Проблема выращивания кадров научных работников из татар и нацмен в условиях Татарской рес­публики имеет крупное политиче­ское значение, являясь одним из мероприятий, определяющих сте­пень практического проведения национальной политики.

Бюро 0К, констатирует, что до сих пор эта работа проходила не­достаточно планово, а главное, не­достаточно решительно как в ву­зах, так и в парторганизациях. Бю­ро ОМ отмечает, что налицо уже теперь имеется кадр лиц из нацио­налов, достаточно подготовленных для выдвижения их как на науч­ную работу, так и на руководящую работу в вузах" (резолюция ОК ВКП(б) 9 ноября 1929 г.).

Так определил задачу подготов­ки научных кадров ОК ВКП(б), так было оценено положение с наличи­ем возможностей и такие директи­вы были даны ровно год тому на­зад. В свете этих задач, обстановки и директив мы должны рассматри­вать положение того или иного ву­за.

В условиях Татреспублики, где перед сельским хозяйством татар­ского сектора стоят особые зада­чи — Сельскохозяйственный институт играет исключительную роль. Вот почему подготовка сель- ско-хозяйственных специалистов, особенно научных работников из татар в области сельского хозяй­ства, приобретает поистине колос­сальнейшее значение.

Начиная с 1927 года, сельхозвуз приготовил одного профессора-ма- ри, одного мордвина и одного татарина-доцента и 3-х татар-асси- стентов. Как видите, рост имеется, но темп этого поста по сравнению с темпами наших дней, в сравнении с ростом вузов в Казани и перед лицом имеющихся потребностей — является безусловно рабским; он ни в коем случае не удовлетворяет нас и успокаиваться этими дости­жениями мы никак не можем.

При более близком ознакомле­нии оказалось, что этим вопросом, как основной политической зада­чей, систематически в С.-х. ин-те никто не занимался, никакой плано­мерной и повседневной работы не велось.

Отдельные работники института сами не представляют ясно, как разрешить эту задачу. Завуч ут­верждает, что план подготовки на­учных кадров из нацмен есть, сек­ретарь ячейки дает такой ответ: «Не знаю, кажется, такого плана нет, я лично ни видел». Другой ра­ботник учебной части категориче­ски утверждает, что такого плана нет и не было.

Как известно, в последние годы в наших вузах существует институт студентов-выдвиженцев для даль­нейшего продвижения их на науч­ную работу. В прошлом году в Сельхозинституте было 32 человека студентов-выдвиженцев, из них та­тар—10, чуваш—3. Но в этом году ни одного из татар-выдвиженцев не осталось, они, окончив вуз, разъехались.

В этом году при многих вузах учреждается институт аспирантов. При Сельхозинституте должно быть 15 человек аспирантов, минимум 8 из них должны быть татары. Сель­хозинститут никаких мер к подбо­ру аспирантов-татар не принял и остался с тремя заявлениями от та­тар, при чем один из них по соци­альному признаку совершенно не подходит.

Условия для выдвиженцев . сту­дентов в этом году улучшены. Центр отпускает по 90 рублей сти­пендии, Сельхозинституту предо- ставляется право выдвинуть 30 че­ловек, из них минимум 15 татар. Но опять-таки в результате стихийно­сти имеются только два заявления.

В подготовке научных кадров не последнюю роль играют старые на­учные работники вузов, но профес­сора и доценты Сельхозинститута в этом отношении ничего не делают. В этом придется винить Парткол­лектив, администрацию и профком института.

Правильность партийной линии в работе вуза, проведение националь­ной политики целиком и полностью лежит на ответственности парт­коллектива вуза. Эту задачу, види­мо, не совсем понял Партколлектив Сельхозинститута. В его работе не чувствуется отражения тех дирек­тив и указаний, которые имеются в деле подготовки научных работ­ников и проведения национальной политики в условиях вуза.

М. Хузеев.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости