"Проблема выращивания кадров научных работников из татар и нацмен в условиях Татарской республики имеет крупное политическое значение, являясь одним из мероприятий, определяющих степень практического проведения национальной политики.
Бюро 0К, констатирует, что до сих пор эта работа проходила недостаточно планово, а главное, недостаточно решительно как в вузах, так и в парторганизациях. Бюро ОМ отмечает, что налицо уже теперь имеется кадр лиц из националов, достаточно подготовленных для выдвижения их как на научную работу, так и на руководящую работу в вузах" (резолюция ОК ВКП(б) 9 ноября 1929 г.).
Так определил задачу подготовки научных кадров ОК ВКП(б), так было оценено положение с наличием возможностей и такие директивы были даны ровно год тому назад. В свете этих задач, обстановки и директив мы должны рассматривать положение того или иного вуза.
В условиях Татреспублики, где перед сельским хозяйством татарского сектора стоят особые задачи — Сельскохозяйственный институт играет исключительную роль. Вот почему подготовка сель- ско-хозяйственных специалистов, особенно научных работников из татар в области сельского хозяйства, приобретает поистине колоссальнейшее значение.
Начиная с 1927 года, сельхозвуз приготовил одного профессора-ма- ри, одного мордвина и одного татарина-доцента и 3-х татар-асси- стентов. Как видите, рост имеется, но темп этого поста по сравнению с темпами наших дней, в сравнении с ростом вузов в Казани и перед лицом имеющихся потребностей — является безусловно рабским; он ни в коем случае не удовлетворяет нас и успокаиваться этими достижениями мы никак не можем.
При более близком ознакомлении оказалось, что этим вопросом, как основной политической задачей, систематически в С.-х. ин-те никто не занимался, никакой планомерной и повседневной работы не велось.
Отдельные работники института сами не представляют ясно, как разрешить эту задачу. Завуч утверждает, что план подготовки научных кадров из нацмен есть, секретарь ячейки дает такой ответ: «Не знаю, кажется, такого плана нет, я лично ни видел». Другой работник учебной части категорически утверждает, что такого плана нет и не было.
Как известно, в последние годы в наших вузах существует институт студентов-выдвиженцев для дальнейшего продвижения их на научную работу. В прошлом году в Сельхозинституте было 32 человека студентов-выдвиженцев, из них татар—10, чуваш—3. Но в этом году ни одного из татар-выдвиженцев не осталось, они, окончив вуз, разъехались.
В этом году при многих вузах учреждается институт аспирантов. При Сельхозинституте должно быть 15 человек аспирантов, минимум 8 из них должны быть татары. Сельхозинститут никаких мер к подбору аспирантов-татар не принял и остался с тремя заявлениями от татар, при чем один из них по социальному признаку совершенно не подходит.
Условия для выдвиженцев . студентов в этом году улучшены. Центр отпускает по 90 рублей стипендии, Сельхозинституту предо- ставляется право выдвинуть 30 человек, из них минимум 15 татар. Но опять-таки в результате стихийности имеются только два заявления.
В подготовке научных кадров не последнюю роль играют старые научные работники вузов, но профессора и доценты Сельхозинститута в этом отношении ничего не делают. В этом придется винить Партколлектив, администрацию и профком института.
Правильность партийной линии в работе вуза, проведение национальной политики целиком и полностью лежит на ответственности партколлектива вуза. Эту задачу, видимо, не совсем понял Партколлектив Сельхозинститута. В его работе не чувствуется отражения тех директив и указаний, которые имеются в деле подготовки научных работников и проведения национальной политики в условиях вуза.
М. Хузеев.