,,Диктатура"—пьеса Микитенко о советской деревне написана около двух лет тому назад. Кол- хозное строительство, механизация сельского хозяйства не нашли еще в ней достаточного отражения. И тем не менее своей злободневности ока не утратила и по- сейчас.
Но утратила потому, что она глубоко ставит на сцене вопрос борьбы с кулачеством и показывает лицо кулака, как он есть.
В пьесе выведена целая группа кулаков. И тупые деревенские пауки, с животной, слепой ненавистью отстаивающие свое право на жизнь, и кулак, каким мы его знаем сегодня, -- хитрый, накинувший на себя личину и с величайшей готовностью соглашающийся „врастать в социали ;»".
Он-—Черва Козырь его имя— умен и расчетлив. Он даже первый открывает агитацию за „добровольный" колхоз, за принятие, опять-таки в порядке „добровольности", плана хлебозаготовок и т. д.
— Надо и нам читать политграмоту. — поучает Черва своих недалеких друзей.
— Что бей? Кого бей?—вторит ему „идеолог и теоретик" мирного врастания в социализм, выгнанный из вуза Гусак,—Бить надо во-время и организованно.
* *
*
Одинаково верные краски паходит автор и для изображения бедноты и середнячества. В противовес стойкому, четко осознавшему свои классовые интересы бедняцко середняцкому активу, автор выводит Малоштана и Ромашку. Через них Черва Козырь влияет на деревню, сни осуществляют его „программу действия", пока не начинают понимать, кто их настоящие враги.
Действие пьесы развертывается на фоне хлебозаготовок, что дает автору с одной стороны возможность показать деревню в момент наиболее напряженных классовых схваток, и с другой — помогает ему резко подчеркнуть руководящую роль пролетариата в социалиста четком строительстве.
С самого же начала в качестве центральной фигуры в действие вводится старый рабочий-большевик Дударь, которому партия поручила провести хлебозаготовки в одном из отсталых рай- онов. По приезде на место Дударь сколачивает крепкий актив в сельсовете, активизирует комсомол и вырывает „малоштанов" из-под влияния кулачества. Многолетняя закалка на фабрике,
Арт. Пестовский в роли Дударя большевистские навыки и методы в работе, опыт и собственное чутье помогают Дударю организовать победу над кулаком.
Черву Козыря не спасли ни его изворотливость, ни провокация, ни предательский выстрел в Дударя.
— Остался ты, Черва, без козыря!—как-бы подытоживая борьбу, образно выразилась одна из беднячек.
„Диктатуру" „Красный факел" имеет основание записать в свой актив.
Режиссер Тимохин дал в общем политически-верно разрешенную и художественно-законченную работу. То-же самое нужно в основном сказать и об исполнителях.
Просто и отчетливо сделана роль Дударя Пестовским. Сочно играют Гусака — Бухромов и Параню—Жукова. Мягко и с большой чуткостью передает Веселов„пробуждение" Малоштана. Аренский в роли кулака Козыря, взявший в начале верный тон, в заключительных сценах не выдерживает и сбивается на фальшивую „театральность" и в предпоследней картине играет чуть ли уж не под мельника из „Русалки". Задорно и бойко вел роль комсомольца Корн и лучше чем обычно играла Сапрыкина.
Трудно согласиться с языком спектакля. Вместо того, чтобы сгладить ошибки переводчика и автора, персонажи которого начинают иногда неожиданно говорить языком брошюр,—краснофакельцы, неизвестно из каких соображений, решили, что раз пьеса украинская, то и подавать ее надо на изуродованом украинском языке. В результате- помесь языков: брошюрного, украинского и русского разговорного Явная нелепица.
Совсем неудовлетворяет оформление художника Крейна. Серое, скучное, лишенное какой-либо изобретательности.
Но не эти второстепенные недостатки определяют общую оценку спектакля. И при наличии их спектакль остается нужным и политически-острыми.
Н. Руднев.