ЧЕРВА ВЕЗ КОЗЫРЯ

,,Диктатура"—пьеса Микитенко о советской деревне написана около двух лет тому назад. Кол- хозное строительство, механиза­ция сельского хозяйства не нашли еще в ней достаточного отраже­ния. И тем не менее своей злобо­дневности ока не утратила и по- сейчас.

Но утратила потому, что она глубоко ставит на сцене вопрос борьбы с кулачеством и показы­вает лицо кулака, как он есть.

В пьесе выведена целая группа кулаков. И тупые деревенские пауки, с животной, слепой нена­вистью отстаивающие свое право на жизнь, и кулак, каким мы его знаем сегодня, -- хитрый, наки­нувший на себя личину и с вели­чайшей готовностью соглашаю­щийся „врастать в социали ;»".

Он-—Черва Козырь его имя— умен и расчетлив. Он даже пер­вый открывает агитацию за „до­бровольный" колхоз, за принятие, опять-таки в порядке „доброволь­ности", плана хлебозаготовок и т. д.

— Надо и нам читать полит­грамоту. — поучает Черва своих недалеких друзей.

— Что бей? Кого бей?—вторит ему „идеолог и теоретик" мирного врастания в социализм, выгнан­ный из вуза Гусак,—Бить надо во-время и организованно.

* *

*

Одинаково верные краски паходит автор и для изображения бедноты и середнячества. В про­тивовес стойкому, четко осознав­шему свои классовые интересы бедняцко середняцкому активу, автор выводит Малоштана и Ро­машку. Через них Черва Козырь влияет на деревню, сни осуще­ствляют его „программу действия", пока не начинают понимать, кто их настоящие враги.

Действие пьесы развертывается на фоне хлебозаготовок, что дает автору с одной стороны возмож­ность показать деревню в момент наиболее напряженных классовых схваток, и с другой — помогает ему резко подчеркнуть руководя­щую роль пролетариата в социа­листа четком строительстве.

С самого же начала в качестве центральной фигуры в действие вводится старый рабочий-боль­шевик Дударь, которому пар­тия поручила провести хлебоза­готовки в одном из отсталых рай- онов. По приезде на место Ду­дарь сколачивает крепкий актив в сельсовете, активизирует ком­сомол и вырывает „малоштанов" из-под влияния кулачества. Мно­голетняя закалка на фабрике,

Арт. Пестовский в роли Дударя большевистские навыки и методы в работе, опыт и собственное чутье помогают Дударю органи­зовать победу над кулаком.

Черву Козыря не спасли ни его изворотливость, ни провокация, ни предательский выстрел в Ду­даря.

— Остался ты, Черва, без ко­зыря!—как-бы подытоживая борь­бу, образно выразилась одна из беднячек.

„Диктатуру" „Красный факел" имеет основание записать в свой актив.

Режиссер Тимохин дал в общем политически-верно разрешенную и художественно-законченную рабо­ту. То-же самое нужно в основном сказать и об исполнителях.

Просто и отчетливо сделана роль Дударя Пестовским. Сочно играют Гусака — Бухромов и Параню—Жукова. Мягко и с большой чуткостью передает Веселов„про­буждение" Малоштана. Аренский в роли кулака Козыря, взявший в начале верный тон, в заключи­тельных сценах не выдерживает и сбивается на фальшивую „теат­ральность" и в предпоследней картине играет чуть ли уж не под мельника из „Русалки". За­дорно и бойко вел роль комсо­мольца Корн и лучше чем обыч­но играла Сапрыкина.

Трудно согласиться с языком спектакля. Вместо того, чтобы сгладить ошибки переводчика и автора, персонажи которого начи­нают иногда неожиданно гово­рить языком брошюр,—краснофакельцы, неизвестно из каких со­ображений, решили, что раз пьеса украинская, то и подавать ее на­до на изуродованом украинском языке. В результате- помесь язы­ков: брошюрного, украинского и русского разговорного Явная нелепица.

Совсем неудовлетворяет офор­мление художника Крейна. Серое, скучное, лишенное какой-либо изобретательности.

Но не эти второстепенные недо­статки определяют общую оценку спектакля. И при наличии их спектакль остается нужным и политически-острыми.

Н. Руднев.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости