В период бурного развития социалистического строительства, когда партия решила выполнить пятилетку в четыре года, и в момент развернутого социалистического наступления на капиталистические элементы города и деревни, вопросы коммунистического просвещения трудящихся масс, ликвидации неграмотности, введения обязательного начального обучения, как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции, требуют от всей просветительной сети крутого поворота во всей работе лицом к социалистическому хозяйству и возлагают на советских просвещенцев огромные задачи, выполнение которых связано с решительным усилением работы среди них партии, комсомола и профсоюза по политическому воспитанию;; опорой в этом деле должны стать те кадры просвещенцев, которые преданы партии и советской власти.
ОК, отмечая перелом в политической жизни основной массы учительства в сторону поддержки политики партии и огромный сдвиг за последние годы в непосредственном участии основной массы советского учительства в проведении хо- зяйственых, культурных, политических мероприятий партии и правительства как в городе, так и особенно в деревне (в колективизации, в посевной, уборочной, хлебозаготовительной и перевыборной кампаниях, реализации займов, культпоходе и др.), как результат правильной и последовательной ленинской политики партии в отношении учительства, Обком одновременно констатирует отставание политического роста значительной части учительства от темпа быстро развивающейся хозяйственно-политической жизни страны, ввиду ослабления, главным образом, работы среди просвещенцев партийных, советских, профсоюзных и комсомольских ор- ганизация,в результате чего важнейшие политические документы, как решения XVI с’езда партии и обращение ЦК. от 3 сентября сельские просвещенцы не проработали, а отсюда—нет массового развертывания, социалистического соревнования, ударничества и самозакрепления.
Несмотря на категорические указания партии и правительства об улучшении материально-правового- ноложения просвещенцев, имеется ряд случаев грубого нарушения указанных директив (задержка зарплаты, непредставление квартир, невыполнение норм снабжения про- дуктами, незаконное увольнение и перемещение учительства и т.д.).
Исходя из этого, бюро 0К предлагает:
- Создать решительный перелом в работе среди учительства в деле его политического воспитания и втягивания отстающей части в общественно-политическую работу. В этих целях развернуть сеть школ и кружков политического, профессионального и антирелигиозного просвещения; организовать цикл лекций, докладов; установить, как правило, систематический созыв участковых собраний и конференций, увязав эту работу с конкретными задачами социалистического строительства, широко применяя во всей работе школ и просвещенцев методы социалистического соревнования, ударничества и самозакрепления.
- Для повышения производственной квалификации просвещенцев предложить фракции союза рабпрос, партчасти Наркомпроса, ВПИ и Институту повышения квалификации просвещенцев добиваться полного охвата переподготовкой просвещенцев, в особенности татар, нацмен и тех просвещенцев, которые влились малоподготовленными, в связи с всеобучем. А также партчасти Наркомпроса, фрак- ции союза рабпрос и райкомам ВКП(б) обратить особое внимание на организацию и оживление работы районых и низовых методических объединений на основе марксистской педагогики, обеспечив последние! партийным руководством.
В целях быстрейшего осуществления политехнизации школ, принять меры к срочной переподготовке учительства по политехнизму, путем организации краткосрочных курсов и тесной увязки учителя с предприятиями, совхозами, колхозами, куда прикреплена его школа. Партийным организациям (райкомы, ячейки) указанных предприятий обеспечить соответствующее руководство в переподготовке, одновременно пополняя состав педагогов за счет высококвалифицированных рабочих-ударников в качестве руководителей-инструкторов по политехническому труду.
- Отмечая отсутствие должной связи и помощи комсомола советскому учительству, предложить Обкомолу сосредоточить внимание комсомольской организации на оказании помощи учительству как в
го производственной работе, так й в создании нормальных условий для его общественной работы.
- Отмечая наличие у части учительства антисоветских настроений, консерватизма в перестройке школ по-новому, предложить фракции союза, партчасти Наркомпроса, веем парткомам повести решительную борьбу против антисоветских, дезертирских настроений среди учительства, очищая ряды просвещенцев от вредных элементов. Учитывая всю важность вовлечения учи- телей-практиков в руководящие органы культурного строительства, предложить партчасти Наркомпроса и фракции рабпрос шире практиковать выдвижение наиболее преданных и активных просвещенцев ча руководящую работу, а парторганизациям—вовлечение лучшей части учительства в партию.
- В части материально-правового положения учительства предложить фракциям СНК и ЦИК ТР, торгово-кооперативным организациям с первого октября точно выполнить директивы партии и правительства по улучшению материально-правового положения учительства, а также остальных групп деревенских просвещенцев, как-то: избачей, библиотекарей, дошкольных работников и др., устранив все факты нарушения и предавая виновных суду. Узаконить порядок найма и увольнения просвещенцев, предоставив это право исключительно президиумам риков.
- Учитывая наличие отдельных фактов шовинистских и националистических настроений среди учительства (косность к изучению и преподаванию татарского языка в русских школах и обратно, невнимательное отношение к делу интернационального воспитания и др. предложить всем парторганизациям, фракции союза рабпрос, Наркомпросу, наряду с широким ознакомлением советского учительства с национальной политикой партии, повести решительную борьбу со всеми проявлениями великодержавного шовинизма и местного нацио- нализма, создавая общественное мнение вокруг отдельных фактов, искажения национальной политики партии. Развернуть интернациональное воспитание как среди учительства, так и учащихся, путем взаимного шефства, обмена опытом между школами различных национальностей и т. д.