О МНИМОЙ СПЕЦИФИЧНОСТИ И НЕРАЗРЕШЕННЫХ ЗАДАЧАХ

Студенческие профсоюзные организа- ции Татарии вступают в полосу широкой отчетно-перевыборной кампании. С 10 сентября во всех учебных заведениях развернется подготовительная работа и перевыборы в низовых звеньях, студ- профорганизаций с тем, чтобы к середине ноября в основном закончить перевы­боры по вузам, техникумам и рабфакам.

Начинающаяся перевыборная кампания должна явиться переломным этапом на пути решительного улучшения работы студенческих профорганизаций и дейст­вительного приспособления всей их дея­тельности к делу успешного выполнения директив партии о подготовке кадров. Эта кампания должна пройти под углом самого энергичного развертывания про­летарской самокритики в широких сту­денческих массах и мобилизации их на борьбу с теми крупнейшими недочетами, которые бесспорно имеются в нашей ра­боте.

Вся практика вузовской работы за по­следние два года с полной очевидностью показала, что пролетарское студенчество организованно противостояло вылазкам классового врага, остаткам консерватиз­ма и реакции. Мы с успехом выдержали не одну атаку явных и тайных — враж­дебных нам элементов, всячески и на каждом шагу стремившихся осложнить или сорвать успешное выполнение задач, поставленных партией. В процессе этой острой борьбы пролетарское студенче­ство показало, что оно является верной опорой партии в высшей школе, оно лиш­ний раз показало свою преданность пар­тии и интересам рабочего класса.

Студенчество и его организации имеют за эти годы крупнейшие достижения в деле действительной мобилизации своих сил вокруг лозунгов партии и практиче­ского их осуществления. Сходит на нет беспредметная политическая трескотня, некогда занимавшая весьма немалое ме­сто в нашей вузовской вообще и в осо­бенности студенческой жизни. Все боль­ше и больше усиливается борьба за ре­альные практические успехи на каждом конкретном участке работы.

Достижения в работе студенческих ор­ганизаций несомненны. Но гораздо по­лезней сейчас фиксировать внимание всего студенчества на наших недочетах, которых, к сожалению, имеется еще слиш­ком много.

Основной и самый крупный (мягко вы­ражаясь) недостаток, неизбежно приво­дящий к целой куче больших и малых промахов, заключается вот в чем: нами еще до сих пор не усвоено, что вуз, тех­никум, рабфак — это неотъемлемая части- ца производства. Ведь по сути дела бук­вально все партийные решения последних лет прежде всего сводятся именно к это­му. Отличие этих решений и всей той грандиозной работы, которую мы на основе их проводим, от прошлой практи­ки, состоит в том, чтобы в максимально возможной степени приблизить учебные заведения к производству и превратить дело подготовки кадров в неразрывную часть производства. Это лучше и нагляд­ней всего доказывается проведенной сей­час реорганизацией вузов и техникумов по отраслевому принципу, предполагаю­щему полный переход учебных заведе­ний в соответствующие хозяйственные объединения.

Однако, важность и целесообразность этого мероприятия плохо сознается нами. Студенческие организации, следуя, оче­видно, заразительному примеру «стар­ших» научных работников, нередко про­должают безобразно злоупотреблять «специфическими особенностями» вузовской жизни. Подобно тому, как некото­рые хозяйственники и профработники прикрываются «объективными» трудно­стями, мы и в учебных заведениях по­ныне сталкиваемся с этой, всем навязшей в зубах «сугубой специфичностью», ко­торой пытаются прикрывать всякий обна­руживающийся промах. Этому должна быть объявлена самая жестокая борьба, и она должна особенно сильно развер­нуться в связи с перевыборной кампа­нией.

Мнимая специфичность является одним из наиболее существенных препятствий на пути к установлению постоянной свя­зи с производством, с деревней, с рабо­чими и бедняцко-середняцким массами. Но зато уж совсем не мнимой, а самой реальной является другая особенность, которую никак нельзя отнять у вузов и их организаций, — эта особенность со­непосредственной жизни предприятий. До каких же пор эта «особенность» бу­дет иметь место, не слишком ли много сроков дано для ее преодоления? Ведь она приносит с собой целую цепь новых трудностей, мешающих вузам идти в ногу (или хотя бы не так постыдно отставать) от бурных темпов социалистического строительства страны.

К сожалению, наши студенческие орга­низации еще не заняли в этом отношении передовых позиций, не стали застрель­щиками в искоренении этого зла. В цен­тре внимания студпрофорганизаций нуж­но поставить приближение к производст­ву и рабочим массам, притом не только во время прохождения ими непрерывной производственной практики, но в про­цессе всего учебного года. Надо достиг­нуть этого путем решительного улучше­ния всей вневузовской работы студенче­ства, которая, кстати говоря, приобретает все большее значение.

Не менее 60 процентов студенчества — бросить на работу вне вуза — этот ло­зунг, брошенный студенческими органи­зациями, должен быть претворен в дей­ствительность. До сих пор это выполняет­ся лишь в части формальных количест­венных признаков, по существу же, в качестве работы этот лозунг преломле­ния не нашел.

Сейчас в Татарии разворачивается ог­ромная работа по культпоходу, по лик­видации общей и технической неграмот­ности трудящихся. Кому, если не про­летарскому студенчеству, нужно занять руководящее положение в этой работе? Сюда должны быть брошены лучшие на­ши силы. Мы должны безоговорочно и дружно выполнить решения партийных организаций о нашем участии в культур­ном походе. Но здесь нужно учесть ошиб­ки прошлых лет, когда, зачастую, глав­ное усматривалось не в том, что б обу­чить грамоте дополнительно десяток про­летариев, а в том, чтобы формально от­делаться и выполнить «разверстку». Не такой работы имеет право требовать об­щественность от студенчества, это надо них конкретной ответственности за про­ведение таких серьезнейших мероприя­тий, как культпоход, как проведение все­обуча и др.

Вместе с тем, мы должны со всей на­стойчивостью восстать против бессмы­сленного дерганья студенческих органи­заций. Мы имеем в виду случаи бюрокра­тических распоряжений, чуть ли не при­казов непосредственно низовым студпрофорганизациям примерно, такого ха­рактера: в однодневный срок дать сто процентов туда-то, в двухдневный срок дать столько то студентов туда-то и т. д. Такие факты допускали и штаб культпо­хода и некоторые другие организации, очевидно не научившиеся работать более или менее организованно. Эту практику нужно устранить, безусловно. Одновре­менно должны быть приняты все необ­ходимые меры, гарантирующие наиболее рациональное использование на практи­ческой и действительно-полезной работе выделяемых тысяч студентов.

Во многих еще случаях деятельность студенческих организаций, как и многих других профсоюзных органов, характе­ризуется неумением уцепиться за важ­нейшие звенья. Разве не позорным сле­дует признать такое явление, когда со­циалистическое соревнование и ударни­чество в учебных заведениях еще до сих пор находится в зародыше? Можно без преувеличения сказать, что на самом за- худаленьком предприятии ТР соцсорев­нование значительно более широко раз­вернуто, чем в любом казанском вузе, имеющем не одну сотню пролетарских студентов. Соцсоревнование не занимает центрального места в работе студпроф­организаций, оно предоставлено творче­ству и инициативе масс, перерастающей руководство.

Как преломляется обращение Централь­ного комитета партии от 3 сентября в жизни учебных заведений? До сих пор оно не доведено до гущи студенчества, оно не использовано для мобилизации масс вокруг важнейших общепартийных, общепролетарских задач. Как претворен на деле вызов «Красной Татарии» о по­сылке для работы у станка (до 1 октяб­ря) студентов — квалифицированных ра­бочих?

Для того, чтобы сдвинуть это боевое дело, понадобилось три дня. Три дня по­требовалось для того, чтобы наши студен­ческие профчиновники — малые и боль­шие — раскачались. А ведь идея, выдви­нутая газетой, была исключительно го­рячо и с подъёмом воспринята широкими массами студенчества. Требовалось лишь возглавить это движение, а этого сделать своевременно мы не сумели.

На этом примере мы лишний раз убеж­даемся, как велик еще разрыв между растущей активностью масс и руководством студпрофорганизаций, на каждом шагу показывающих свою неповоротливость, негибкость и неумение работать так, как это диктуется нынешними условиями и темпами строительства. Мы уже не говорим о проявлении необходимой инициативы в смысле усовершенствования и лучшей постановки вузовской работы. Тут мы хромаем особенно сильно.
Огромное количество недочетов имеется и в части выполнения нашего своеобразного вузовско-техникумовского промфинплана. Вопросы производственно-учебного характера частенько остаются где-то в стороне, на последнем плане. Вместе с ними нет сдвигов и в осущест­влении таких злободневных для наших учебных заведений проблем, как борьба за качество и эффективность учебы. Мы пока еще можем только мечтать о доведении учебных планов и программ не то что до отдельного студента или академгруппы, а даже до целого курса.
Мы отметили здесь лишь важнейшие недочеты, за устранение которых должны решительно взяться. Открывающийся завтра пленум Областного бюро Пролетстуда должен сосредоточить на них все свое,

внимание и наметить мероприятия, обес­печивающие возможно лучшую подго­товку и проведение вскоре начинающей­ся отчетно-перевыборной кампании студ­профорганизаций.

Пленум должен призвать весь студен­ческий актив и студенческие массы к решительному исправлению недочетов на основе широко развернутой большевист­ской самокритики. В. Асров.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости