Студенческие профсоюзные организа- ции Татарии вступают в полосу широкой отчетно-перевыборной кампании. С 10 сентября во всех учебных заведениях развернется подготовительная работа и перевыборы в низовых звеньях, студ- профорганизаций с тем, чтобы к середине ноября в основном закончить перевыборы по вузам, техникумам и рабфакам.
Начинающаяся перевыборная кампания должна явиться переломным этапом на пути решительного улучшения работы студенческих профорганизаций и действительного приспособления всей их деятельности к делу успешного выполнения директив партии о подготовке кадров. Эта кампания должна пройти под углом самого энергичного развертывания пролетарской самокритики в широких студенческих массах и мобилизации их на борьбу с теми крупнейшими недочетами, которые бесспорно имеются в нашей работе.
Вся практика вузовской работы за последние два года с полной очевидностью показала, что пролетарское студенчество организованно противостояло вылазкам классового врага, остаткам консерватизма и реакции. Мы с успехом выдержали не одну атаку явных и тайных — враждебных нам элементов, всячески и на каждом шагу стремившихся осложнить или сорвать успешное выполнение задач, поставленных партией. В процессе этой острой борьбы пролетарское студенчество показало, что оно является верной опорой партии в высшей школе, оно лишний раз показало свою преданность партии и интересам рабочего класса.
Студенчество и его организации имеют за эти годы крупнейшие достижения в деле действительной мобилизации своих сил вокруг лозунгов партии и практического их осуществления. Сходит на нет беспредметная политическая трескотня, некогда занимавшая весьма немалое место в нашей вузовской вообще и в особенности студенческой жизни. Все больше и больше усиливается борьба за реальные практические успехи на каждом конкретном участке работы.
Достижения в работе студенческих организаций несомненны. Но гораздо полезней сейчас фиксировать внимание всего студенчества на наших недочетах, которых, к сожалению, имеется еще слишком много.
Основной и самый крупный (мягко выражаясь) недостаток, неизбежно приводящий к целой куче больших и малых промахов, заключается вот в чем: нами еще до сих пор не усвоено, что вуз, техникум, рабфак — это неотъемлемая части- ца производства. Ведь по сути дела буквально все партийные решения последних лет прежде всего сводятся именно к этому. Отличие этих решений и всей той грандиозной работы, которую мы на основе их проводим, от прошлой практики, состоит в том, чтобы в максимально возможной степени приблизить учебные заведения к производству и превратить дело подготовки кадров в неразрывную часть производства. Это лучше и наглядней всего доказывается проведенной сейчас реорганизацией вузов и техникумов по отраслевому принципу, предполагающему полный переход учебных заведений в соответствующие хозяйственные объединения.
Однако, важность и целесообразность этого мероприятия плохо сознается нами. Студенческие организации, следуя, очевидно, заразительному примеру «старших» научных работников, нередко продолжают безобразно злоупотреблять «специфическими особенностями» вузовской жизни. Подобно тому, как некоторые хозяйственники и профработники прикрываются «объективными» трудностями, мы и в учебных заведениях поныне сталкиваемся с этой, всем навязшей в зубах «сугубой специфичностью», которой пытаются прикрывать всякий обнаруживающийся промах. Этому должна быть объявлена самая жестокая борьба, и она должна особенно сильно развернуться в связи с перевыборной кампанией.
Мнимая специфичность является одним из наиболее существенных препятствий на пути к установлению постоянной связи с производством, с деревней, с рабочими и бедняцко-середняцким массами. Но зато уж совсем не мнимой, а самой реальной является другая особенность, которую никак нельзя отнять у вузов и их организаций, — эта особенность сонепосредственной жизни предприятий. До каких же пор эта «особенность» будет иметь место, не слишком ли много сроков дано для ее преодоления? Ведь она приносит с собой целую цепь новых трудностей, мешающих вузам идти в ногу (или хотя бы не так постыдно отставать) от бурных темпов социалистического строительства страны.
К сожалению, наши студенческие организации еще не заняли в этом отношении передовых позиций, не стали застрельщиками в искоренении этого зла. В центре внимания студпрофорганизаций нужно поставить приближение к производству и рабочим массам, притом не только во время прохождения ими непрерывной производственной практики, но в процессе всего учебного года. Надо достигнуть этого путем решительного улучшения всей вневузовской работы студенчества, которая, кстати говоря, приобретает все большее значение.
Не менее 60 процентов студенчества — бросить на работу вне вуза — этот лозунг, брошенный студенческими организациями, должен быть претворен в действительность. До сих пор это выполняется лишь в части формальных количественных признаков, по существу же, в качестве работы этот лозунг преломления не нашел.
Сейчас в Татарии разворачивается огромная работа по культпоходу, по ликвидации общей и технической неграмотности трудящихся. Кому, если не пролетарскому студенчеству, нужно занять руководящее положение в этой работе? Сюда должны быть брошены лучшие наши силы. Мы должны безоговорочно и дружно выполнить решения партийных организаций о нашем участии в культурном походе. Но здесь нужно учесть ошибки прошлых лет, когда, зачастую, главное усматривалось не в том, что б обучить грамоте дополнительно десяток пролетариев, а в том, чтобы формально отделаться и выполнить «разверстку». Не такой работы имеет право требовать общественность от студенчества, это надо них конкретной ответственности за проведение таких серьезнейших мероприятий, как культпоход, как проведение всеобуча и др.
Вместе с тем, мы должны со всей настойчивостью восстать против бессмысленного дерганья студенческих организаций. Мы имеем в виду случаи бюрократических распоряжений, чуть ли не приказов непосредственно низовым студпрофорганизациям примерно, такого характера: в однодневный срок дать сто процентов туда-то, в двухдневный срок дать столько то студентов туда-то и т. д. Такие факты допускали и штаб культпохода и некоторые другие организации, очевидно не научившиеся работать более или менее организованно. Эту практику нужно устранить, безусловно. Одновременно должны быть приняты все необходимые меры, гарантирующие наиболее рациональное использование на практической и действительно-полезной работе выделяемых тысяч студентов.
Во многих еще случаях деятельность студенческих организаций, как и многих других профсоюзных органов, характеризуется неумением уцепиться за важнейшие звенья. Разве не позорным следует признать такое явление, когда социалистическое соревнование и ударничество в учебных заведениях еще до сих пор находится в зародыше? Можно без преувеличения сказать, что на самом за- худаленьком предприятии ТР соцсоревнование значительно более широко развернуто, чем в любом казанском вузе, имеющем не одну сотню пролетарских студентов. Соцсоревнование не занимает центрального места в работе студпрофорганизаций, оно предоставлено творчеству и инициативе масс, перерастающей руководство.
Как преломляется обращение Центрального комитета партии от 3 сентября в жизни учебных заведений? До сих пор оно не доведено до гущи студенчества, оно не использовано для мобилизации масс вокруг важнейших общепартийных, общепролетарских задач. Как претворен на деле вызов «Красной Татарии» о посылке для работы у станка (до 1 октября) студентов — квалифицированных рабочих?
Для того, чтобы сдвинуть это боевое дело, понадобилось три дня. Три дня потребовалось для того, чтобы наши студенческие профчиновники — малые и большие — раскачались. А ведь идея, выдвинутая газетой, была исключительно горячо и с подъёмом воспринята широкими массами студенчества. Требовалось лишь возглавить это движение, а этого сделать своевременно мы не сумели.
внимание и наметить мероприятия, обеспечивающие возможно лучшую подготовку и проведение вскоре начинающейся отчетно-перевыборной кампании студпрофорганизаций.
Пленум должен призвать весь студенческий актив и студенческие массы к решительному исправлению недочетов на основе широко развернутой большевистской самокритики. В. Асров.