Только что закончившееся областное партийное совещание по народному образованию, констатировав на основе лестного опыта разрыв между культурными потребностями масс и степенью их удовлетворения, признало необходимым в корне перестроить всю систему народного образования.
Особенности новой системы, принятой совещанием, заключаются в следующем:
На базе дошкольного воспитания (или нулевых групп) строится для татар и нацмен девятисеместровая (4 с пол. г.) общеобразовательная школа. Для школ смешанных, а также большинства русских городских, принят также курс в 41/а года с обязательным преподаванием татарского языка.
Фабрично - заводская семилетка (ФЗС) в текущее пятилетие для промышленных центров, а школа колхозной молодежи (ШКМ) в следующую пятилетку для районов сплошной коллективизации послужат завершением школ 4 и 4 с пол. года обучения и будут давать начальные политехнические знания.
вторые концентры школ соцвоса повышенного типа (девятилетка), как доказавшие свою нежизненность, из системы исключены. Над семилетним образованием (ФЗУ и ШКЛ\) строятся техникумы и ФЗУ. Над техникумом— вузы обычного типа и вузы нового типа (двухлетние). Они дадут высшую квалификацию в области узкой специальности.
Для взрослых и переростков, не обучавшихся в нормальных школах, создаются особые типы учебных заведений, вечерние и дневные, о.обязательным сохранением органической связи с производством: ликбез, школы взрослых, курсы, рабфаки, школы крестьянского ученичества и др.
Совещание приняло также, как обязательное для низших и средних звеньев общего политехнического и профессионального образования и воспитания,— преподавание на родном языке и отражение в программе всех типов учебных заведений хозяйственных и культурно - бытовых особенностей края.
Для усиления интернационального воспитания на данном этапе культурного роста в таких национальных районах, как Татария, — целесообразно создание смешанных школ с сохранением национальных групп и с преподаванием на родном языке.
Совещание признало необходимым создание соответствующих условий и для производственного обучения: выделение земельных участков, дополнительных станков на предприятиях, выделение руководителя производственного обучения и т. п.
Чтобы обеспечить полное единство
действии всех массовых организаций в мероприятиях культурной революции, совещание наметило схему коренной реорганизации органов народного образования. Решено придать им функции планирования всей культурной работы и подготовки кадров, а также программно-методического контроля и руководства всеми видами народного образования и культурно-политической работы. Органы народного образования превратятся, таким образом, в действительные штабы культурной революции.
Обсуждая новые методы культурной работы, совещание остановилось на изучении опыта дошкольного похода, культпохода и агропохода. Массовое привлечение культармейцев (до 20 тыс. чел.), перевыполнение в культпоходе по Татреспублике плана ликвидации неграмотности, в том числе и по янали- фу,—говорят о бесспорной необходимости распространить практику этих методов и на другие виды культурной работы. ]
Для использования опыта республик и областей федерации в области культурно-политической работы—совещание признало верной установку ТНКПроса на более тесную и систематическую связь с Наркомпросом РСФСР.
Следует отметить, что в подготовке вопросов к партийному совещанию и в обсуждении их недостаточное участие приняли партийцы-культурники, работники профсоюзов и комсомольцы.
Вближайшие дни ОК ВКП(б) совместно с НКПросом и ТСПС, проводит ряд широких собрний просвещенцев и профсоюзных культрабтников. На этих собраниях будут обсуждены основные задачи народного образования, культурная пятилетка Татарии, итог культпохода по ликвидации неграмотности, в том числе и по яналифу.
Жилинский.