Вся сеть индустриально - технических учебных заведений — втузов и техникумов, — перестраивается на основе единодушно одобренного всеми организациями и узаконенного соотношения теоретического обучения с производственным. Половину всего срока обучения в вузе или техникуме студент будет находиться непосредственно на производстве в той отрасли промышленности, в которой он будет работать по окончании своей учебы.
При переходе на непрерывную производственную практику в казанских учебных заведениях выявились крупные недочеты.
Основным тормозом успешного проведения непрерывной практики до сих пор остается чрезвычайная инертность, недопустимое равнодушие со стороны хозорганов, начиная от Татсовнархоза и кончая дирекцией любого предприятия. За год в этом отношении мало что изменилось. Хозяйственники попрежнему относятся к непрерывной производственной практике, как к делу, требующему излишних расходов, препятствующему снижению себестоимости и выполнению промфинплана. Практикантов используют в ряде предприятий, главным образом, как обычную рабочую силу. Спросите любого студента, особенно первого курса химфака нашего втуза или университета; что реального (кроме, конечно, заработной платы) он получил за последние 30 дней практики на Вахитовском, пивоваренном и друг. заводах! Ответ будет весьма неутешительный: ухлопана масса ценного времени; затрачены громадные средства, а результаты практики ничтожнейшие, даже представление о заводе, о производственных процессах и оборудовании осталось у студентов крайне смутное.
На предприятиях по существу еще не выделены ответственные руководители НПП, которые бы систематически занимались этим дедом, не с кого спрашивать и требовать.
Заводские инженерно-технические секции, которые за последнее время усиленно кричат о больших своих обязательствах в деле подготовки кадров, до сих пор ни шагу вперед не сделали, если не считать многочисленных резолюций и обещаний. Вряд-ли хоть одна из наших ИТС (под руководством ТМБИТ) предприняла что-либо реальное для улучшения работы на этом важном участке борьбы за кадры. Во всяком случае, пока мы этого не чувствуем.
Втузовские органы и научно-педагогический персонал тоже еще не повернулись лицом к производству, не всюду еще вузовские, работники правильно усвоили свои задачи и обязанности по проведению НПП. И в самом деле, разве можно согласиться с такой сугубо-чиновничьей постановкой вопроса (высказанной на одном совещании представителем физмата КГУ), что обязанность вузов, по имеющимся циркулярам Главпрофобра, сводится лишь к составлению программ НПП для студентов, после чего последние идут на завод, и за их работу ответственность уже падает на завод, а, не на вуз.
Мы настойчиво рекомендуем товарищам, придерживающимся такой точки зрения, основательней продумать этот вопрос и не повторять подобных глупостей, если они даже имеются в каких-либо циркулярах. Свалить фактически всю ответственность за практику на одних хозяйственников, тем более, что в местных условиях эта работа начала развертываться недавно и накопленного опыта еще весьма недостаточно, — значит явно извратить партийные директивы и еще больше ухудшить (и без того плохое) состояние дела НПП. Разве могут, например, такие предприятия, как «Спартак», конезавод, «Красный Весток» и даже Вахитовский завод, целиком справиться в этой области без самой активной помощи учебных заведений? Конечно, нет.
Но в то же время мы должны и будем решительно протестовать против тех хозяйственников и местных специалистов, которые считают, что дело завода — это дать студенту трудовые навыки, а все остальное лежит на обязанности вузов и проч.
Пора положить конец этим спорам. Они не имеют под собой никакой почвы, кроме взаимного желания снять ответственность с себя и переложить на другого. Этими «принципиальными» спорами хотят замазать те вопиющие безобразия, которые не прекращаются в постановке и проведении непрерывной практики.
Мы считаем, что на всех предприятиях, где осуществляется практика, должны быть немедленно выделены определенные руководители из числа местных специалистов. Они должны отвечать перед ИТС и дирекцией завода за свою работу и на деле технически руководить всей практикой.
Надо провести в жизнь директиву о перенесении непосредственно на завод части теоретического обучения, что до сих пор ни в какой мере не проводится (очевидно из-за споров, чье это дело?). Это должно проводиться силами научных работников вуза и лучших специалистов, имеющихся на предприятии.
Татсовнархозу, упорно отмалчивающемуся по этим вопросам, нужно дать ясные директивы своим предприятиям и обеспечить если не полное, то хотя бы частичное прекращение процветающей безответственности за постановку этой работы.
В. Аеров.