Выполнить задание по сни кению себестоимости строительства
Снижение себестоимости — самый слабый участок строительного фронта. Директива правительства на прошлый год— снизить себестоимость на 11 процентов — стройорганизациями Татарии не выполнена. Строители еле-еле «натянули» 7 процентов.
В текущем году дано задание снизить себестоимость на 14 процентов. Кроме того, стройорганизации должны ликвидировать прорывы прошлого сезона. Иначе, пятилетка по снижению себестоимости промышленного, коммунального, жилищного и друг, строительства станет перед явной угрозой срыва.
Чтобы выполнить директиву партии и правительства — снизить к концу пятилетки себестоимость строительства на 50 процентов — мы должны в текущем сезоне произвести фактическое снижение не на 14 процентов, а на 25 проц. Только при этом условии будут ликвидированы прорывы прошлых лет.
Вся строительная программа по ТР в текущем году достигает 50 миллионов рублей экономии. Но выполнение задания стоимости на 25 процентов должно дать только по Татарии 10 — 12 миллионов рублей экономии. Но выполнение задания текущего сезона хозяйственниками снова поставлено под угрозу срыва. На целом ряде ответственнейших участков уже сейчас образовались зияющие прорывы.
Наиболее важный участок снижения себестоимости строительства — это проектирование. Здесь обнаружилось полнейшее неблагополучие.
Применяя в широких размерах уменьшенные нормы нагрузок, запасов прочности и применяя облегченные конструкции, — проектирование в текущем году (против 1928 года) должно снизить себестоимость по коммунальному строительству на 10 процентов, а по промышленному и торговому — на 14 прод.
Со стороны значительной части хозяйственников. и проектировщиков это задание встречает упорное сопротивление.
— В Стройконтроль не поступает почти нИ одного проекта," где бы были учтены эти требования, — заявил нам инж. Еге- рев. Строители упорно цепляются за старинку. Здания все еще проектируются, как .50 — 60 лет .тому назад. Вводятся излишние запасы прочности, чтобы перестраховать себя о?- «случайностей», строители прячутся за крепостными стенами.
Хуже всего обстоит дело с промышленным строительством. В этой области проектировщики и хозяйственники решительно не хотят итти по пути удешевления. Консерватизм, рутина, а подчас и трусость, ожесточенно воюют с новыми требованиями техники. Большинство проектов УСК возвращает для переделки 2 — 3 и более раз. Так, трижды возвращались проекты завода силикатного кирпича и пожарного депо в районе Вахи- товского завода. Коррективы Стройкон- троля только по проекту пожарного депо снизили себестоимость постройки на 10 процентов. Это дало около 15 тысяч рублей экономии на строительных материалах.
Некоторые успехи достигнуты лишь по жилищному строительству. Казгосстрой постепенно повертывается от «старинки» к новым требованиям проектного дела.
Преступное расточительство
Целесообразное использование стройматериалов и сокращение норм потребления должно удешевить себестоимость строительства на 5 процентов. Это — вполне реальное задание.
В прошлом году в этой области творились возмутительные вещи. На многих стройках с материалами обращались хищнически. Вместо третьего сорта леса употребляли первый сорт, остродефицитный цемент грохали в неимоверно высоких пропорциях и т. д. Не менее хищнически расходовалось железо, например, на постройке хлебозавода.
Такие случаи отмечены и в начавшемся строительном сезоне. На постройке производственного корпуса Татполиграфа не оказалось запроектированного ассортимента железа. Вместо того, чтобы сделать перерасчет, строители начали применять другой, более солидный ассортимент, без всякого учета изменившихся норм прочности. В результате — громадный перерасход железа. Эта вакханалия продлилась бы и дольше, если бы не вмешался Стройконтроль.
Нецелесообразное расходование стройматериалов и высокие нормы приносят громадные убытки. Вместо понижения себестоимости строительства, мы на этом участке видели обратную картину. Директивы об экономном расходовании материалов еще недостаточно усвоены большинством инженерно - технического персонала.
Транспортные неурядицы
Снижение расходов по перевозке стройматериалов должно дать удешевление строительства на 1 процент. Здесь мы видим серьезный прорыв. Вместо снижения происходит резкое удорожание. На сколько? — сейчас еще трудно ска-зать, но во всяком случае удорожание будет не ниже 4 — 5 проц.
Существующее состояние гужевого и авто-транспорта в Казани — это петля на шее строительства. Городской транспорт- трест — беспомощная, хилая организация. Мобилизация крестьянских лошадей — паллиатив. С планированием перевозок творится неразбериха, в результате— ажиотаж, протекционизм, цены на перевозку стройматериалов из года в год круто лезут вверх.
Выход мыслим лишь в мощной государственной авто-гужевой организации. Это старый вопрос, который горячо обсуждается ежегодно. Все требуют органи. зации такого треста. В прошлом году летом было вынесено даже соответствующее постановление Стройкома.
Несмотря на это, организация треста не продвинулась вперед. Хозяйственники и, в первую очередь, строители попрежнему предпочитают переплачивать безумные деньги, нежели энергично взяться общими силами за создание треста.
К плохому транспорту надо добавить еще плохие дороги. Особенно скверны под’езды к кирпичным заводам: «Строитель» и Татжилсоюза. Вместо того.чтобы израсходовать несколько тысяч рублей на починку ям и ухабов, строители ежегодно переплачивают многие десятки тысяч рублей на битый кирпич. В трясинах разбиваются миллионы кирпича. Нередко на стройку привозят сплошной по- ловняк и щебень.
До сих пор не поставлен серьезно даже вопрос о постройке дороги из города к заводу силикатного кирпича. А без такой дороги завод не оправдает своего назначения. Слишком дорого обойдется возить кирпич и известь за 5 километров по железной дороге. Необходимо шоссе в 3 — 4 километра. Это даст возможность перебрасывать продукцию завода непосредственно на каждую стройку.
Вопрос надо немедленно поставить на конкретную почву.
Цены растут
На 2,5 процента снижение себестоимости строительства должно дать уменьшение отпускных цен на стройматериалы. Но лишь в редких случаях здесь может итти речь о выполнении директивы.
Отпускные цены на местные материалы стремительно идут вверх. По сравнению с прошлых годом камень стал дороже на 12 процентов, песок на 10 процентов. Цены на известь Татжилсоюз повысил даже на 15 процентов.
Слегка снизились отпускные цены лишь на кирпич — около 6 процентов. Но если учесть перерасход на перевозках, то и это снижение пойдет на смарку.
Механизация дыбом
Чрезвычайно слабо проводятся нашими стройорганизациями мероприятия по рационализаций и механизации строительства. Между тем, эти мероприятия должны дать в текущем сезоне снижение себестоимости по коммунальному строительству на 9,5 процента, а по промышленному — на 9 проц.
К 1 января 30 года при каждой стройорганизации должны были быть организованы бюро по рационализации. До 1 апреля это задание еще не выполнено. Планы не составлены, бюро не организовано. Казгосстрой только на-днях раз*
вернул частичную подготовку. Татпром-: строй же и палец о палец не ударил.
Не лучше обстоит и с механизацией. Кое-какие машины заготовили Казгосстрой и Татпромстрой. Но заготовка этих машин прошла без всякого учета действительных потребностей. Например, Татпромстрой купил камнедробилку, которая будет работать не более 1 — 1'А месяца в год. Без полной нагрузки будут работать почти все механизмы. Конечно, такая механизация ничего, кроме убытка не даст.
Чтобы избежать длительных простоев машин, необходимо их об’единить в руках одной организации и перебрасывать со стройки на стройку по мере надобности. Только такой способ даст возможность полностью загрузить все машины и будет достигнут реальный эффект.
В прошлом все механизмы, за исклю* чением работавших на ОМКУЗ’е, испольг зовались с крайне низкой нагрузкой. Сплошь и рядом исправные машины в разгар сезона валялись на складах.Например, на постройку бани привезли бетономешалку лишь тогда, когда там бетонные работы уже заканчивались.
Губительно отражается на механизации местный ведомственный патриотизм. Каждая стройорганизация стремится обзавестись обязательно «своими» машинами. Дружной, кооперированной работы в этом деле нет и в помине. Каждая организация лежит на своих машинах, как сон бака на сене.
Как характерный пример можно приве-: сти Дортранс. Эта организация «владеет» большим количеством хороших дорожных машин. Но они не используются.
—У нас нет больших работ,' где бы можно было их применять, — плакали люди в Дортрансе.
Но когда речь зашла об использовании этих машин на городских мостовых ра« ботах, Дортранс встал на дыбы.
—Не дадим вам наши машины. Вы не нашего ведомства.
У Дортранса без дела стоят великолепные паровые катки. Почему бы не пустить их на городские мостовые, где работают дорогим, но малопроизводительным способом — ручными трамбовками? Почему, бы не использовать и другие машины?
Недавно Стройконтроль сделал проверку подготовленности механизмов к строительному сезону. Обнаружилась вопиющая картина. Ни в одной стройорганиза- ции не оказалось людей, умеющих обращаться с этими машинами. До конца марта нигде не началась даже сборка и ремонт механизмов.
Внимание местным материалам
Каждую попытку заменить дефицитные стройматериалы местными, стройорганизации принимали в штыки. В этой области царит непроходимое болото косно-: сти, рутины и глупости.
Лишь в последнее время здесь наблюдается кое-какой сдвиг к лучшему. Первым раскачался Казгосстрой, начавший в широких размерах разработку залежей известкового туфа около Моркваш, и в текущем строительном сезоне туф впервые будет применен в Казани. Казгосстрой заменяет им кирпичную кладчу верхних этажей в строящемся рабочем поселке по улице Лозовского.
Много говорит о местных стройматериалах Татпромстрой, но... до сих пор не заготовил еще ни одного камня. Насилу Стройконтролю удалось застаэить Татпромстрой перевести постройку завода обозных деталей с кирпича на туф. Только эта мера сэкономит для другой го строительства до полутора миллиона остродефицитного кирпича и, кроме того, удешевит постройку завода на 50 -* 60 тысяч рублей.
Залежи местных стройматериалов в Татарии огромны. Перспективы для и* применения на строительстве широчайшие. Энергичное использование этих возможностей удешевит строительство и полностью изживет дефицит кирпича и друг, материалов.
Но чтобы это важное дело не погибло в самом начале, надо решительно юда.и- чить с технической рутиной и консерватизмом отдельных наших специалистов и хозяйственников.
Г. Берзив.