ШКОЛЫ ФЗУ ЭТО ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ

БОНДЮГ ГОТОВИТ КАДРЫ
В марте, когда бондюжская организация ИТС объявила „неделю инженера и техника", группе специалистов было поручено изучить возможности открытия в Бондюге школы ФЗУ, завтуза и химтехни- кума.
Любопытно, что печать и вышестоящие партийные и профессиональные организации сразу выступили за организацию этих учебных заведений, всемерно поддерживая начатую кампанию, хозяйственники же и Наркомпрос с самого начала заняли отрицательную позицию.
В половине июля окончательно выясняются причины невозможности организации завтуза в Бондюге, но зато становится вполне ясным и насущно необходимым организация школы ФЗУ и хим- техникума.
После сильного нажима вопрос в школе ФЗУ разрешается положительно. Организацию техникума проваливают:
— Не подоспел приказ ВСНХ... О ФЗУ еще кое-что было, а о техникумах—нет...
Снова начинается наступление.
Опять спешные письма в Севе- рохимтрест. Ответов нет. Но набор учащихся все же объявляется и при этом сразу на 2 курса.
В первых числах октября начинает функционировать школа ФЗУ с количеством 200 чел.
15 октября открываются занятия в химическом техникуме на 2 курсах сразу; учащихся 86.
Через пару дней получается сообщение, что первый курс Татнаркомпрос обеспечивает, на второй курс денег нет.
— О втором курсе не наше дело заботиться. Обратитесь в Северо- химтрест.
Администрация техникума посылает смету, просит средства. Утвердит ли смету Северохим- трест — неизвестно, но занятия идут полным ходом на двух курсах. Инженерно-технические работники взяли на себя преподавание. Явка на занятия стопроцентная. Кадры готовятся. Химики будут. Бондюжцы и здесь не отстали.
М. Сипливинский

МЫТАРСТВА ФАБЗАВУЧНИКОВ „СПАРТАКА*

Школа ФЗУ на „Спартаке" существует с 1923 г. Всего за время существования школы произведено 5 выпусков, выпущено около 70 ч.
Школа расширяется с каждым годом. Если при открытии школы в ней было 30 учащихся, то в настоящее время обучается 270 ч.
Ученики ФЗУ, проводя половину рабочего дня на производстве, не всегда обеспечены тем, что им необходимо для правильного и нормального обучения.
Оборудование фабрики рассчитано на определенное количество рабочих, а поэтому фабзавучникам нет никакой возможности работать на станках сверх нормы. Приходится работать на одном станке вместе с рабочим, а чаще всего только наблюдать за про-цессом работы.
Исключение представляет лишь заготовочный цех, где для учеников ФЗУ имеется отдельное оборудование, станки. В некоторых цехах стоят запасные машины, их передали фабзавучникам, но... очень часто эти станки пускают в ход непосредственно для производства, и фабзайчата опять-таки вынуждены быть лишь наблюдателями.
На „Спартаке" фабзайчат при-
крепляют к отдельным рабочим, которые получают 10 проц, ставки за обучение. Но эта система не всегда себя оправдывает, часто учителя недобросовестно относятся к обучению, срок обучения затягивается, нет полной уверенности, сможет ли молодняк после окончания учения заменить квалифицированного рабочего.
Если цех работает с недогрузкой, то фабзавучники работы не получают. В штамповочном цехе обучение молодежи поставлено хуже всего. Мастера не несут ответственности за обучение, плохо проводится прикрепление к старым рабочим, Неблагополучно и в сандальном цехе.
Школа сейчас находится в чужом помещении. Долго боролись за отдельное здание. Недавно горсовет „сжалился" и дал полу-разрушенный дом. Строится новый цех ФЗУ для производственного обучения, беда лишь в том, что нехватает машин для оборудовании этого цеха.
Неважно обстоит дело с преподавательским персоналом. Нет, например, машиноведа. Теоретически не все ребята хорошо под-кованы.
С национальным составом благополучно,—в ФЗУ татар 60 проц.

УЧЕНИКОВ НЕГДЕ РАЗМЕСТИТЬ. БЫСТРЕЕ ПОДЫСКАТЬ ОБЩЕЖИТИЯ

Старое, неудобное, теснее здание. На воротах вывеска: „ФЗУ меховых фабрик".
А рядом новые, светлые, громаднейшие корпуса меховых фабрик!
Дирекция и профорганизации не скрывают, что ФЗУ они считают делом второстепенным. Конечно, не плохо держать курс на строительство новых фабрик, но как же с кадрами, товарищи хозяйственники? Где же вы будете брать квалифицированную силу?
В ФЗУ учится 130 ч. И не только учатся, но некоторые выпускают продукцию хорошего качества.
ОМКУЗ'У школа дала пока толь-
ко 25 чел., 80 чел. предполагают выпустить в мае, спрос же на квалифицированную силу выражается в сотнях,
Постройка нового здания ФЗУ около ОМКУЗ'а идет очень медленно. Для школы своевременно не давали строительных материалов.
Только с 1 декабря в новом здании можно начать теоретические занятия, практические же занятия нет надежды начать даже с 1 января.
Невнимательное отношение хозяйственников к школе ФЗУ приводит к печальным результатам: вместо набора 250 учеников, за-вербовано только... 25. А, ведь, к маю надо довести количество учащихся до 500.
Отчаянное положение с общежитиями заставляет бить тревогу, молодежи совершенно негде жить. Из 130 учеников 18 живут в общежитиях других заводов, остальные 112 „околачиваются" кое-где. Как только явится в школу первая партия в 255 чел. положение еще более ухудшится.
По плану в школу меховщиков, надо набрать татар 60 проц. В городе столько людей не найдешь,—придется брать из кантонов. Куда их помещать—неизвестно.
Есть помещение около ОМКУЗ'а, но оно занято жильцами, которых некуда выселить.
На строительство общежитий по плану намечено 300.000 руб., но план еще нигде не утверждался. Без содействия общественных организаций и дирекции меховых фабрик один зав. школой ничего не сделает.
Л.

БЫЛИ СРЕДСТВА—НЕ БЫЛО ЧЕРТЕЖЕЙ. ЕСТЬ ЧЕРТЕЖИ—НЕТ СРЕДСТВ

В связи с ликвидацией Спасского затона отдел кадров Волжского речного флота решил перевести Спасскую школу фабрично-заводского ученичества в Чистополь. 15 августа школа со всем имуществом переехала в Чистопольский затон и до 5 сентября, за неимением помещения, находилась на берегу Камы.
После долгих хождений получили разрешение занять Осинов- скую школу, которая для ФЗУ совершенно неприспособлена. Ма-стерские помещаются в быв. механических мастерских затона, в которых охраной труда воспрещено работать.
Отдел кадров предложил в течение 45 дней построить под школы новое помещение. Затоно- управление приступило к подготовке необходимого материала, нашли площадь, подготовили кирпич, подыскали каменщиков, но дело встало из-за чертежей. В конце-концов сезон упустили.
В конце сентября, вместо чертежей, получили телеграмму: „За неимением средств постройка ФЗУ откладывается до 1932 г.". Как теперь быть? Были средства—не было чертежей. Есть чертежи— нет средств.
Допустимо ли такое безобразие? Ни в коем случае. Подготовка кадров для водного транспорта имеет крайне важное значение, особенно в условиях Татреспублики. Ведь у нас совершенно недостаточно квалифицированных рабочих водного транспорта из татар и нацмен.
Губеев.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости