Татарская партийная организация особенно энергично за последние 2 года заостряла свое внимание на выращивании национальных кад-ров для руководящих органов и советско-хозяйственного аппарата, достигая все новых и новых успехов в этом деле. Остановимся на некоторых цифровых ма-териалах.
За время с 1 января 1929 года по 1 ноября 1930 года в составе об-ластных руководящих работников удельный вес татар увеличивается с 44,9 до 47,2 процента.
В составе кантонных и районных работников татар на 1 января 1929 года было 48,1 процента, на 1 января 1930 года — 57,8 процента, а в составе основных руководящих работников сельрайонов — .татар
64.1 процента.
Итоговые данные о составе об-ластных и районных работников всех отраслей, учитываемых 0К, дают следующую картину: татар —
54.2 проц., нацмен — 7,2 процента, русских — 38,6 процента. Такое соотношение, если сопоставить с количеством населения Татреспублики на данное время, можно признать удовлетворительным.
Таким образом, в общем итоге мы идем вперед в области выращива-ния национальных кадров и в ре-зультате районирования добились создания более благоприятных ус-ловий для усиления обслуживания хозяйственных и культурно-поли-тических нужд коренного населения. Наряду с повышением удельного веса националов в общем составе работников налицо улучшение их состава в социальном разрезе. По сравнению с прошлыми годами теперешний состав националов имеет более высокий сектор рабочих и бедняков, и гораздо меньший сектор выходцев из нетрудовых слоев.
К этому надо прибавить очище-ние за последний год - полтора состава работников от султангалиевщины, от разложившихся, обюрократившихся элементов и от тех, кто не сумел вместе со всей партией решительно развернуть наступление на капиталистические элементы по всему фронту.
Но наряду с положительными фактами имеется еще много узких мест и крупных недочетов.
Наиболее отрицательным момен-том является то, что уровень по-литической и практической подго-товки части национальных работников, так же, как и русских, далеко не соответствует растущим требованиям развертывающегося социалистического строительства. Значительная прослойка руководящих кадров Татреспублики состоит из людей без специального и политического образования, из людей, выросших на практической, повседневной работе, порой не имеющих ми- нимально необходимого времени для теоретической самоподготовки.
Крупнейшим недостатком является частая переброска с места на место отдельных работников. Эта переброска замедляет накопление опыта работы в определенной отрасли, мешает специализации. Факты подчас совершенно ненужной нецеле-сообразной переброски еще полностью не устранены.
В отношении расстановки нацио-нальных кадров также налицо недочеты. В отдельных отраслях имеется слишком высокий удельный вес при недостатке в другой отрасли. Так, например, на 1 ноября 1930 го. да татары составляют среди кредитно-финансовых кадров 85,7 процента, культурно - пропагандистских— 60 процентов, советско-администра- тивных — 66,7 проц., а среди пла- ново-регулирующих кадров — 38,5 процента, судебно-карательных—30 процентов и почтово-телеграфных — 33,3 процента. Следовательно, требуется некоторая перестановка из отрасли в отрасль отдельных ра-ботников и упор на усиление выдвижения националов в тех отраслях, где недостаточен их удельный вес.
Отрицательным является наметив- шееся снижение удельного веса та-тар по отдельным отраслям. В про-фессиональных кадрах число татар уменьшилось с января 1929 г. с 46,6 проц, до 42,3 проц., в судебно-карательных кадрах — с 33,4 до 30 процентов, в аппарате промы- шленности с 1 января 30 года — с
57,8 до 41,9 процента.
Улучшение работы Татарской партийной организации в области проведения национальной политики имеет свое отражение и на участке коренизации аппарата и реализации языка. За последний год мы имеем некоторое по-вышение удельного веса татар в составе работников центральных, советских, хозяйственных и коопе-ративных органов. По 11 основным советским органам (ЦИК, СНК и наркоматы) имеются следующие изменения удельного веса татар: на январь 1929 года было 34,4 про-цента, на январь 1930 года — 40.1 процента, на ноябрь 1930 года — 41,8, или увеличение за период с января 1929 года на 3,4 процента.
В группе других учреждений, подвергнутых обследованию, имеется совершенно недопустимое уменьшение удельного веса татар, как, например: по Госбанку 7 процентов, по Татторгу на 3,8 процента, по Госторгу на 5, 3 процента, Металлтресту 7,4 процента, Лесотресту 10,3 процента, ТСНХ 6,7 процента. Это понижение удельного веса татар объясняется недостаточным внима-нием руководителей этих учреждений и местных партийно-профессиональных организаций. Итоговые данные по всем центральным органам Татарской республики дают следующую картину степени коренизации аппарата: по основным советским руководящим органам (ЦИК и наркоматы) татары занимают в общем числе служащих 41,9 процента, по кооперативным орга-нам 37,8 процента, по учреждениям промышленного и городского типа 20,6 процента, а по филиалам союз-ных учреждений 18,9 процента. Всего по всем этим учреждениям та-тары занимают 29,6 процента.
Как видно, наряду с неуклонным ростом удельного веса националов по основным учреждениям, налицо недопустимое снижение % татар в отдельных учреждениях, чрезвычай- но низкий уровень коренизации по значительной части центральных ор- ганов и общая слабость темпа коренизации. Главная причина кроется в том, что еще не везде достигнуто внимательное и настойчивое про-ведение директив партии, в частно-сти конкретных решений 0К от 2 января 1930 года, где с особенной остротой подчеркивалось, что «успех проведения важнейших задач по хозяйственно - культурному строительству, вовлечение в это дело трудящихся коренной национальности, организация бедняцко-серед-няцких масс для борьбы с активно-стью капиталистических элементов в значительной мере зависят от пол-ноты реализации татарского языка, осуществления директив о корени-зации» и что «поэтому всей работе по коренизации аппарата и РТЯ должен быть придан боевой и по-литический характер».
Еще очень плохо обстоит с осу-ществлением контроля и проверки работы отдельных наркоматов и центральных органов со стороны партийных организаций и аппарата РКИ. Характерно то, что несмотря на наличие серьезнейших фактов проявления великодержавного шо-винизма и местного национализма, за последний год не было ни одного случая серьезного привлечения к партийной ответст-венности виновных в этом деле. Необходимо особо подчеркнуть, что со стороны отдельных членов партии имеются настроения о полном благополучии на этом участке работы. Так, например: в статье «Советское строительство и реализация татарского языка», помещенной в сборнике «10 лет социалистического строительства в Татарстане» дается следующая оценка — «из 8 кантонов 3 кантона ведут делопроизводство на татарском языке. Обслуживание татар на родном языке обес- чено также во всех центральных учреждениях и в остальных кан-тонах и районах с наличием татар-ского населения. Все делопроизводство как в центральных правительственных органах, так и в низовых звеньях советского аппарата ведется теперь на яналифе».
Подобная оценка, совершенно не соответствующая действительности, является чрезвычайно вредной, так как замазывает имеющиеся крупные недочеты, притупляет внимание партийных и общественных организаций к вопросам коренизации аппарата и создает условия для враж- дебных элементов к противодействию успешному ходу коренизации и реализации языка.
Фактическое же состояние в об-ласти реализации языка в централь. ных органах чрезвычайно плохо. Некоторые учреждения еще совер-шенно не осуществляют директивы партийных, советских органов об установлении связи с татарскими районами на татарском языке. До-стигнутые улучшения в области ре-ализации языка со стороны цент-ральных органов в отношении сель-ских районов после районирования совершенно недостаточных. Выбо-рочное обследование показало, что большинство центральных органов переписку с татарскими районами ведет преимущественно на русском языке.
Материалы, относящиеся к коре-низации партийного аппарата и ре-ализации языка в партийном аппа-рате, характеризуются следующим образом: —удельный вес татар в аппарате 0К с января 1930 года по ноябрь 1930 года повышается с 40 процентов до 44,3 процента. В со-ставе работников канткомов и ста-рых сельских районов татар было на январь 1929 года 50 процентов, на январь 1930 года 55 процентов, а в составе работников сельрайкомов
имеется татар 62,7 процента.
Таковы данные, характеризующие общее состояние выращивания на-циональных руководящих кадров и коренизации советско-хозяйствен-ного аппарата в Татарской респуб-лике. Достигнутые за последний год улучшения ни в коем случае нельзя признать достаточными— при более внимательной и настойчивой работе можно было-бы достигнуть больших результатов. Задача заклю-чается в том. чтобы добиться дей-ствительного перелома в этой рабо-те, закрепления имеющихся поло-жительных результатов, улучшения качественного состава националь-ных руководящих кадров и нацио-нального сектора в составе служа-щих учреждений. Необходимо по-ставить дело так, чтобы к разреше-нию этой проблемы были фактиче-ски привлечены широкие слои тру-дящихся масс и вся партийная ор-ганизация.
Наметившееся усиление активно-сти печати, в частности «Кзыл Татарстана», за реализацию партий-ных директив в области выращива-ния национальных кадров должно быть еще больше расширено. Наря-ду с освещением положительных фактов и успехов, надо развернуть самую беспощадную критику недо-четов и отмечать конкретных лиц, допускающих безответственное от-ношение к этой важнейшей пробле-ме. Над дать по рукам всем тем, кто пытается замазывать недостатки и создать представление о полном благополучии, ибо поднятие актив, ности широких масс в этом деле, полнота выявления недочетов и бы-строта их устранения возможны только при . самом решительном развертывании самокритики.
С. Тимофеев