Недавно закончился расширенный президиум Коминтерна.
Уже около восьми месяцев прошло со времени решений X пленума. Важнейшим из этих решений было констатирование начала нового революциоцного под’ема в крупнейших капиталистических странах. Эта установка X пленума встретила оживленный отпор со стороны социал- демократов, правых и троцкистских ликвидаторов и тем не менее получила за последние месяцы блестящее подтверждение на фактах действительности.
Вопреки всем буржуазным и социал- демократическим теориям о дальнейшем укреплении капиталистической стабилизации, о продолжающемся оздоровлении капитализма, соблазнившим наших правых оппортунистов и вдохновившим известные статьи тов. Бухарина, вопреки созданным самими оппортунистами (Ловстон) теориям американской исключительности, разразился кризис и Северо- Американских Соединенных Штатах, являющихся, несомненно, самым крепким и могучим звеном системы международного капитализма.
Этот кризис уже оказал и продолжает оказывать сильнейшее влияние на всю мировую капиталистическую систему в целом. В ряде стран, в которых явления кризиса или депрессии чувствовались еще до последнего американского кризиса, они значительно обострились теперь, в других странах эти явления только начинают развертываться. Во многих странах мы наблюдаем стремительное падение цен, в особенности, на продукты сельского хозяйства и на промышленное сырье, особенно больно ударяющее по аграрным и колониальным странам. Падение цен — явный признак перепроизводства, явный признак возрастающих ножниц между огромными производственными возможностями современного капитализма и покупательной способностью масс населения. Отсюда неизбежное усиление борьбы за рынки, возрастающее стремление наиболее могучих капиталистических стран к новым переделам мира, а стало быть к новым вооружениям и войнам... Недаром с таким скандалом проваливается конференция по морскому разоружению в Лондоне. Но кризис и перепроизводство означают, кроме того, огромный рост безработицы сверх всяких «законных» норм, сверх всяких неизбежных последствий капиталистической рационализации, уже давно сделавшей безработицу в главнейших капиталистических странах не столько кон’юнктурным, сколько глубоко структурным явлением...
Какое влияние оказывает растущий кризис на революционный под'ем, констатированный X пленумом? Уже сейчас можно сказать, что он является могучим фактором усиления и ускорения революционного под’ема. И это несмотря на то, что в ряде стран количество экономических стачек сократилось по сравнению с предкризисным периодом, потому, что самая обстановка кризиса неблагоприятна для наступательной экономической борьбы. Конечно, это ни в коем случае не означает, что коммунистические партии, революционные профессиональные союзы в условиях кризиса могут повернуться спиной к экономической борьбе. Экономические стачки являлись преобладающей формой контр-наступления рабочего класса против наступления капитала и начальной фазой революционного под’ема. И сейчас в ряде стран (Англия, Франция) стачечное экономическое движение растет. Даже там, где в связи с кризисом наблюдается некоторое уменьшение количества стачек (Германия), стачки принимают более упорный и ожесточенный характер, в котором-находит свое выражение растущее обострение классовой борьбы.
Но кризис, сопровождаемый резким увеличением безработицы, порождает новые формы революционной борьбы, главными участниками которых становятся массы безработных: демонстрации и походы безработных, во многих местах приводящие к резким столкновениям с полицией, а иногда требующие вмешательства военной силы.
В колониях и полуколониях в условиях невероятно ухудшившегося, благодаря кризису, положения масс в последнее время, наряду со стачками и демонстрациями, учащаются случаи прямых революционных восстаний: несомненно оживление партизанско-повстанческой борьбы в Китае, последние события во французском Индо - Китае, движение арабов в Палестине и негров в Южной Америке.
Ускоряя революционный под’ем, расшатывая еще больше капиталистическую стабилизацию и обостряя классовую борьбу, растущий экономический кризис ускоряет параллельно фашизацию государственного аппарата буржуазии и фашизацию социал - демократии, органически связанной своей верхушкой с этим аппаратом.
Во всех странах растет волна бешеного террора против рабочего класса и коммунистических партий, при чем в этом терроре руководящая и направляющая роль почти везде принадлежит социал - демократии. Социал - демократические правительства (Германия, Англия) в обстановке кризиса еще более явно, открыто и цинично выступают против рабочего класса, перелагая на его плечи все тяжести кризиса и растущего налогового обложения, лишая пособия сотни тысяч безработных, выброшенных на улицу, помогая предпринимателям понижать заработную плату оставшимся на фабриках и заводах рабочим...
Социал - демократия становится прямым орудием подавления стачечного и революционного движения, прямым орудием подготовки новых империалистических войн. Социал - демократические правительства и социал - демократические партии беспощадно расправляются с восстающими массами в колониях (Англия), открыто выступают в защиту колониального гнета (Франция), становятся во главе политической кампании против Советского Союза, рука об руку с самыми от’явленными реакционерами и мракобесами (эмигрантская кутеповская свора, католические попы и т. д.). Социал- демократическая верхушка превращается в своеобразную полицейски - штрейкбрехерскую банду на службе у капитала...
И в это самое время правые ликвидаторы и ренегаты коммунизма по всем основным вопросам политики и тактики рабочего класса становятся на точку зрения социал - демократии. X пленум подтвердил правильность исключения из Коминтерна праволиквидаторских групп в Германии, Чехо - Словакии и в Америке (Брандлер, Илек-Гайс, Ловстон), признавши защиту право - оппортунистических взглядов несовместимой с принадлежностью к Коминтерну. После X пленума оформились и подверглись такому же исключению ликвидаторские группы в Швеции (Чильбум), Франции и Австрии. И все эти группы, как ранее, так и впоследствии исключенные, — с какой-то фатальной неизбежностью приходят к социал - демократии как раз в то время, когда последняя становится прямым орудием господства империалистического капитала над рабочим классом.
Вместе с социал - демократами правые ликвидаторы отрицают революционный под’ем и продолжают ратовать за укрепление стабилизации капитализма. Перед очевидным фактом фашизации социал - демократии они проповедуют единый фронт не только с социал - демократическими рабочими, но и с социал . демократическими вождями. Они резко высказываются против самостоятельной тактики коммунистов в профессиональном движении. Они за лойяльное отношение к социал . фашистской профбюрократии, играющей штрейкбрехерскую роль по отношению к массам. Они отрицают рост военной опасности, отводя глаза масс от подготовляемой войны и тем помогая буржуазии и социал - демократии ее подготовить. Они, наконец, систематически снабжают социал - демократические газеты материалом для травли коммунистических партий... Если бы иссяк этот грязный и мутный источник, социал - демократические газеты, несомненно, очутились бы в затруднительном положении по части «разоблачительных» материалов против компартий.
Правые ренегаты полностью и целиком превратились в агентуру социал - демократии. Что касается до троцкистских ренегатов, то мы наблюдаем у них по целому ряду основных вопросов полное совпадение во взглядах с правыми ( в частности — на революционный под’ем и на тактику в профессиональных союзах). Если можно уловить какое-нибудь отличие, то оно заключается в том, что против Сов. Союза троцкисты выступают гораздо прямее и откровеннее правых, не стесняясь в этом вопросе быть открытыми союзниками социал - демократии и римского папы. Эволюция правых к социал - демократии стала вполне очевидной не только для партийных масс, но и для многих примиренцев, которые поддерживали правых в борьбе против линии Коминтерна и которые, как констатировал X пленум ИККИ, сами фактически скатились к правым. Об этом говорит хотя бы заявление Эверта, к которому присоединился целый ряд других немецких примиренцев...
Таковы основные факты международной обстановки и политики Коминтерна за период между X пленумом и последним президиумом.
Какие задачи для коммунистических партий вытекают из этой обстановки? Президиум наметил эти задачи по всем основным вопросам политики и тактики Коминтерна.
По первому пункту своего порядка дня, о назревающем кризисе, безработице и экономической борьбе, президиум констатировал факт продолжающегося несоответствия между стихийным, усиливающимся на почве кризиса и безработицы полевением, революционизированием масс и организационными рамками и возможностями работы наших партий. Для того, чтобы быть в состоянии руководить нарастающим движением, партии должны укрепить свои организации и перестроить формы и методы своей работы. Последнее обстоятельство относится к тем партиям (Англия), у которых до сих пор пропагандистские методы работы являются преобладающими...
Руководство экономической борьбой масс, руководство движением безработных — две важнейшие очередные задачи наших партий. Разрешение этих задач должно итти в разрезе теснейшей увязки движения безработных с борьбой работающих рабочих, с перспективой перерастания экономического забастовочного движения в политическое, при чем, в ряде стран мы должны подготовлять проведение всеобщих политических забастовок. Именно поэтому такое исключительно важное значение приобретает в настоящее время работа по укреплению революционных профессиональных союзов (там, где они существуют), и по превращению их в действительно массовые организации, работа в реформистских союзах, прежде всего, по усилению и укреплению там профоппозиции, а также работа среди неорганизованных масс по сплочению их вокруг революционных профсоюзов и вокруг революционной оппозиции в реформистских профсоюзах.
Растущий экономический кризис особенно больно бьет по колониальным и аграрным Странам, приводя к невиданному падению цен на сельско - хозяйственные и колониальные товары, разоряя десятки миллионов крестьян и выбрасывая на улицу десятки и сотни тысяч рабочих с плантаций. На этой почве мы уже имеем усиление революционного крестьянского движения (Италия, Балканы, Польша, не говоря уже о Китае и других полуколониальных и колониальных странах). Одна из важнейших задач наших партий будет заключаться в овладении этим движением. В связи с этим встает необходимость создания самостоятельных компартий в целом ряде стран (Индия, Индонезия).
Может ли считаться внутри коммунистических партий законченной, хотя бы в основном, борьба с правым уклоном? Ни в коем случае. Перестройка форм и методов партийной работы под углом растущего революционного под’ема, перенесение этой перестройки на такие области работы, которые ею до настоящего времени совершенно не были затронуты (муниципальная политика), неизбежно будет порождать дальнейший отсев еще оставшихся в партиях полусоциал - демократических элементов, особенно, из числа работников профсоюзного аппарата, муниципалитетов и т. д. Партии нисколько не должны смущаться таким отсевом, усиливая, прежде всего, свои позиции в массах и превращаясь в действительно руководящие органы борьбы масс.
Президиум подробно остановился на вопросах муниципальной политики. Коммунистические фракции муниципалитетов могли бы сыграть сейчас очень крупную роль в деле разоблачения буржуазии и социал - фашизма и в деле сплочения масс вокруг коммунистических партий. Никогда еще социал - демократические муниципалитеты не поворачивались так цинично спиной к вопросам помощи безработным, как в настоящее время, нигода муниципальное хозяйство еще не делалось орудием такой бессовестной эксплуатации масс (и, прежде всего, рабочих и служащих муниципальных предприятий), никогда муниципальная социал - демократическая верхушка не сросталась так открыто с худшими отбросами капитализма (дело Скляоеков в Берлине).
Однако, наши партии до сих пор чрезвычайно слабо использовали огромные возможности своих муниципальных фракций. Весьма часто эти фракции являлись оплотом самого низкопробного правого оппортунизма на практике, идиллического сотрудничества с фашизированной, разложившейся и прогнившей муниципальной социал - демократической верхушкой. Не случайно, что именно в муниципальных коммунистических фракциях брандлеровцы нашли себе столь значительное количество сторонников, несравненно более значительное, чем среди масс, и не случайно, что одним из основных пунктов политической платформы брандлеровцев является «использование большинства социал - демократов и коммунистов» в тех муниципалитетах, где оно имеется, т. е. открытое и официальное сотрудничество с социал- фашистами на муниципальной арене.
Президиум дал совершенно ясную установку нашим партиям в области муниципальной политики. Органы местного самоуправления в буржуазном государстве следует рассматривать не как какие-то оазисы социализма, в которых этот социализм можно по кусочкам осуществлять, когда у власти в стране стоит империалистическая буржуазия и ее социал - фашистские агенты, а как органически составную часть аппарата буржуазного государства, машину которого рабочий класс должен сломать и заменить аппаратом пролетарской диктаторы (в, частности, муниципалитеты советами).
Поэтому наша задача в муниципалитетах — не сотрудничать с социал - фашистами, которые занимаются укреплением буржуазного государства, а беспощадно разоблачать их, мобилизуя массы против буржуазных и социал - фашистских муниципалитетов, как против органов классового господства буржуазии. Если в том или другом месте муниципалитеты путем всеобщих выборов будут попадать в руки нашей партии, то ее задача будет заключаться не во включении этих муниципалитетов в общую систему буржуазного государства, не в приспособлении к ней, а в немедленном проведении в жизнь таких мер (страхование от безработицы в виде выдачи полного заработка, переложение всех налогов на плечи имущих классов), которые покажут массам нагляднейшим образом всю классовую пропасть между нами и социал- демократами, хотя и несомненно будут немедленно пресечены со стороны буржуазии и ее социал-фашистских агентов.
В связи с обострением экономической борьбы на почве растущего кризиса, с перерастанием этой борьбы в политическую, с огромным значением, которое для наших партий приобретает самостоятельное руководство экономической борьбой и работа в профессиональных союзах, президиум высказался за созыв в течение ближайших месяцев V конгресса Профинтерна.
Президиум заслушал и обсудил доклады Центральных Комитетов четырех важнейших партий Коминтерна: германской, английской, итальянской и СССР.
Германская партия после VI конгресса в ожесточенной борьбе с правыми и примиренцами достигла значительных успехов в деле завоевания масс и разоблачения социал . фашизма. В целом ряде крупнейших пролетарских центров, начиная с Берлина, партия добилась бесспорной гегемонии в рабочих массах или близка к ней. Но партии остается еще сделать чрезвычайно много, чтобы повести за собой большинство рабочего класса и трудящихся масс Германии на завоевание власти. Одной из необходимейших предпосылок этого является максимальная ясность и четкость политической линии и полное очищение партии от полусоциал - демократических элементов. Мы имеем еще до сих пор факты влияния социал - демократической идеологии на отдельные прослойки партии.
В самое последнее время некоторые товарищи, стоящие на линии партии, высказывали мнение, что буржуазия готовится прогнать социал - демократию от власти и установить чистую фашистскую диктатуру. Товарищи такими рассуждениями явно толкали рабочих к той мысли, что социал - фашисты недостаточно защищают интересы буржуазии, и что в этой борьбе, которая, якобы, предстоит между социал - демократами и фашизмом, необходимо стать на сторону первой. Это означало и означает явное затушевывание фашизации социал - демократии и превращения ее в прямое орудие империалистической диктатуры. Беспощадное разоблачение и изгнание социал - фашизма из рабочих кварталов требует устранения каких бы то ни было неясностей в этом отношении.
По этому же вопросу проявились колебания у ряда товарищей в Италии. В стране, несомненно, развивается и крепнет движение против фашистской диктатуры. В нем принимают участие не только рабочие, но и крестьянские массы (юг Италии). В немногих европейских странах рабочий класс (не говоря уже о беднейшем крестьянстве) находится в таком тяжелом экономическом положении, как в фашистской Италии. Но под какими лозунгами партия должна развертывать движение против фашистской диктатуры и что может притти ей на смену: диктатура пролетариата или буржуазная демократия?
Небольшая часть товарищей считает, что фашизм уступит место буржуазной демократии, которая даст рабочему классу более благоприятные условия для борьбы за власть (легализирует коммунистические партии)... Отсюда вытекает, что на нынешнем этапе коммунистическая партия должна бороться рядом с социал - демократией во имя замены фашизма демократией. Между тем, на самом деле, буржуазия вполне удовлетворяется фашистской диктатурой и совершенно не собирается заменить ее какими бы то ни было демократическими формами. Социал - демократия не борется с фашизмом, а фактически сотрудничает с ним. Единственная политическая партия, которая действительно выступает против фашистской диктатуры . — это коммунистическая партия. И она должна вести борьбу не во имя демократических иллюзий, а за диктатуру пролетариата. Такую установку и дает коммунистической партии Италии резолюция президиума...
Коммунистическая партия Англии до сих пор сделала незначительные успехи на пути превращения в массовую партию, чрезвычайно слабо использовала благоприятные условия для укрепления своего влияния в массах. Нигде вопрос о перестройке форм и методов партийной работы не стоит так остро, как в Англии.
В нынешний момент небывалого под’ема во всех капиталистических странах антисоветской кампании, об’единившей все враждебные пролетарской революции силы, начиная с папы римского и кончая вторым Интернационалом, в момент явного нарастания опасности новой империалистической войны, прежде всего, войны против Советского Союза, огромное политическое значение имела постановка на президиуме ИККИ доклада тов. Молотова о социалистическом строительстве в СССР. Обострение кризиса капитализма совпало с гигантскими успехами строительства в советских республиках. Эти успехи создают особенную ненависть к СССР в капиталистических и в социал- фашистских рядах. Но эти же успехи должны сплотить самые широкие пролетарские и трудящиеся массы всего мира на защиту СССР.
Если что нибудь еще удерживает империалистов от прямого нападения на первое в мире пролетарское государство, то, конечно, не недостаток ненависти и, разумеется, не миролюбие, а только одна боязнь, как бы наступательная война против СССР не превратилась в гражданскую войну против капиталистических правительств в самих их странах. Коммунистические партии сделают все возможное, чтобы это опасение буржуазии превратилось в реальность, если только буржуазия осмелится спустить с цепи стихию войны.
Президиум принял ряд важнейших решений по основным вопросам политики рабочего класса в условиях растущего революционного под’ема. Чем полней и решительней будут проведены в жизнь эти решения, тем скорей этот растущий под’ем получит твердое коммунистическое руководство. Перед лицом неизбежного превращения этого под’ема в непосредственную революционную ситуацию, для наших партий научиться руководить развертывающимися классовыми боями— значит научиться побеждать.
*) Передовая из выходящего в скором времени очередного номера журнала «Большевик».